Угрозы для современной семьи
(Продолжение. Нач. в №№ 01, 02, 03, 04, 06 — 2014)
Искусственное оплодотворение
Сегодня в среднем каждая пятая супружеская пара в Беларуси страдает от проблем, связанных с зачатием или вынашиванием ребенка. Чаще всего эти проблемы называют одним страшным словом – бесплодие. Такой диагноз зачастую становится приговором, вбитым гвоздями в мышление несчастных супругов. В реальности же очень часто речь идет совсем не о бесплодии, а о пониженной плодности. Казалось бы, в чем разница между этими двумя понятиями? В отличие от бесплодия пониженную плодность можно воспринимать как временное недомогание, связанное, например, с экологией или образом жизни, как проблему, которую рано или поздно можно решить своими силами. Иначе говоря, в ситуации пониженной плодности супруги понимают, что рано или поздно они смогут стать счастливыми родителями, если будут следовать определенным рекомендациям.
Совсем иначе дело обстоит с так называемым лечением бесплодия. Наша беда в том, что сегодня в развитых странах почти никто уже не занимается восстановлением супружеской плодности. Все реже мы слышим о том, что врачи вместе с супругами терпеливо наблюдают за их плодностью, предлагая естественные методы решения их проблем. Почему? Потому что сегодня гораздо проще применить высокотехнологичную процедуру ЭКО, или экстракорпорального оплодотворения. В этой ситуации естественный процесс заменяется сложным и дорогим медицинским вмешательством, имеющим противопоказания и побочные эффекты. Однако абсолютное большинство наших современников не представляют себе все ужасы этой процедуры.
Что же такое ЭКО? Посмотрим на это явление с точки зрения христиан. В 1978 году в Великобритании родился первый ребенок, зачатый при помощи искусственного оплодотворения. За прошедшие 36 лет технология производства детей в искусственных условиях прошла огромный путь. На данный момент в мире родилось почти 5 миллионов детей, зачатых в пробирке, или, говоря медицинским языком, in vitro. Но никто не говорит о том, что за это же время в рамках программы ЭКО было уничтожено более 80 миллионов их братьев и сестер. Дело в том, что для эффективного проведения процедуры из женщины при помощи гормональной стимуляции извлекается не одна, а несколько (5-20) яйцеклеток, которые потом оплодотворяются в пробирке сперматозоидами отца. Через несколько дней врач под микроскопом выбирает те два эмбриона, которые будут подсажены женщине в матку, а остальные эмбрионы замораживаются в жидком азоте, отдаются на опыты по выращиванию стволовых клеток, либо просто уничтожаются через какое-то время. Что-то есть в этой процедуре от ботаники, как будто переносятся саженцы томатов или перцев в парник. Однако каждый из этих эмбрионов – не томат, а человек, который с момента зачатия имеет душу и создан для жизни, а не для смерти. Врач же выполняет в этой ситуации роль Господа Бога, решая, кто из эмбрионов будет подсажен в матку, а кто уничтожен. Известно, что очень мало эмбрионов смогут жить после того, как их разморозят. В мире сейчас более 4 миллионов замороженных эмбрионов, которые уже не нужны ни своим родителям, ни врачам. Сразу следует оговориться, что ни одна клиника не возьмется делать процедуру ЭКО, в которой будет участвовать только одна яйце-клетка и один сперматозоид, так как эффективность такой процедуры будет равна почти нулю. Для того, чтобы достичь заявленных 22 % эффективности, в процедуре ЭКО должны участвовать как минимум 5-8 эмбрионов. Не все из них смогут закрепиться в материнском организме, поэтому в некоторых странах разрешают переносить в матку до четырех эмбрионов – чтобы повысить эффективность процедуры. Итак, главный минус ЭКО, который делает эту процедуру абсолютно морально не приемлемой для христиан, – это неизбежная гибель «лишних» эмбрионов.
Однако это не единственный минус, есть и другие проблемы, не менее серьезные. При ЭКО не происходит естественный отбор отцовских и материнских половых клеток, он заменяется отбором под микроскопом, который не дает никакой уверенности в том, что выбрана самая здоровая клетка. Опять-таки сам процесс искусственного гормонального стимулирования женщины для получения нескольких яйце-клеток предполагает, что не все они будут высокого качества. Добыча сперматозоидов из мужчины при помощи мастурбации (еще один грех!) означает, что они никогда не побывали в женском организме, а значит, не созрели окончательно, как это задумано Творцом. И вот этот незрелый слабый сперматозоид очень часто не может самостоятельно оплодотворить яйцеклетку, так как она его отвергает, поэтому его вводят внутрь клетки специальной иглой. Таким образом, совершается своего рода насилие над яйцеклеткой, поэтому дети, появившиеся на свет в результате ЭКО, часто имеют очень слабое здоровье, ведь они были зачаты вопреки здравому смыслу и естественному отбору. По данным главного педиатра России, 75 % детей, зачатых при помощи ЭКО, имеют серьезные заболевания, вплоть до инвалидности.
Кроме того, ЭКО имеет очень серьезные последствия для организма женщины. При каждой попытке искусственного оплодотворения, женщина подвергается очень агрессивному воздействию целого ряда искусственных гормонов, после чего она должна восстанавливаться длительное время. После нескольких неудачных попыток ЭКО женское здоровье зачастую оказывается безвозвратно уничтоженным.
Почему же ЭКО настолько популярно в наше время? Все очень просто – это большой бизнес. Стоимость одной процедуры составляет 3000-5000 долларов, а значит, клиники очень заинтересованы в том, чтобы никто не знал об отрицательных сторонах ЭКО. Наоборот, они всячески подчеркивают и завышают эффективность этой манипуляции. Мы встречаем повсюду в СМИ рекламу этой услуги, в некоторых странах клиники ЭКО вывели свой бизнес даже на государственный уровень. В России, например, первые две попытки ЭКО – бесплатны. Не удивительно, что клиники вспомогательных репродуктивных технологий в России растут, как грибы после дождя. В Беларуси законом предусмотрено льготное кредитование этой процедуры. Все идет к тому, что скоро вообще никто из врачей не будет уже лечить бесплодие, ведь гораздо проще и выгоднее в финансовом плане будет сделать ЭКО, которое на самом деле является не лечением, а инженерией, подменой супружеской плодности сложным технологическим процессом. Моральные же проблемы для наших современников, к сожалению, уже не являются настолько важными, чтобы из-за них менять свои жизненные планы.
Тем не менее, Католическая Церковь по-прежнему утверждает, что искусственное оплодотворение является недопустимым для супружеских пар, которые хотят быть верными учению Церкви. В ситуации использования ЭКО зачатие выносится за рамки супружеского союза, при этом уничтожается нерушимая связь между супружеской близостью и продолжением рода. Процедура ЭКО неизбежно предполагает уничтожение эмбрионов, что приравнивается ко греху дето-убийства. Еще один грех – это суррогатное материнство, в котором к прелюбодеянию, связанному с донорством половых клеток, добавляется использование суррогатной матери фактически как инкубатора для нужд других людей.
В качестве альтернативы для бездетных супружеских пар Церковь предлагает в первую очередь усыновление сирот, которых по-прежнему много вокруг нас. Если же супруги не созрели для усыновления, они могут использовать современные методы распознавания плодности. Сегодня существуют методики, по эффективности ничуть не уступающие ЭКО, но при этом вполне приемлемые с нравственной точки зрения, однако про них мало кто знает из-за того, что именно ЭКО рекламируется повсюду, как единственный метод.
Для Церкви проблема отсутствия потомства у супругов вовсе не нова, например, в Библии она занимает очень важное место. Бездетность в Библии – самое большое несчастье, которое может случиться с женщиной, но именно от него страдали жены библейских патриархов – Авраама, Исаака, Иакова, мать пророка Самуила, родители Иоанна Крестителя. Все попытки достичь желаемого результата хитростью – как, например, в случае Авраама, которому Сара предложила свою служанку Агарь в качестве суррогатной матери, – строго осуждаются. В Святом Писании предлагается проблему бездетности решать при помощи молитвы и доверия Богу, и это должно быть ориентиром для нас и сегодня.
Владислав ВОЛОХОВИЧ,
доктор богословия, директор фонда «Открытые сердца». г. Могилёв