Вода не течёт вверх

«Почитай отца твоего и мать твою, (…) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх  20,12).

 

Из десяти Заповедей первые три говорят о любви к Богу, а семь – о любви к ближнему. Эти семь начинаются Заповедью о почитании отца и матери. Логично, что первыми ближними, которых мы должны учиться любить, являются наши родители, они дали нам жизнь. Правильнее было бы сказать, что они  великодушно согласились на то, чтобы Бог через них дал нам жизнь, а они приняли ее с любовью, заботились о ней, растили нас и лелеяли.
Однако будем реалистами – большинство родителей даже не задумывались о том, что им поручена великая миссия сотрудничества с Богом в продолжении жизни на земле. Очень часто бывает так, что они вовсе и не планируют зачинать ребенка, возникновение  новой  жизни оказывается случайным «побочным эффектом» интимных отношений. Причем не всегда эти отношения случаются между супругами, поэтому есть в нашем языке понятие «незапланированная беременность», с которой нужно что-то делать – сохранять или не сохранять. Бывает и так, что после решения сохранить зачатую жизнь женщина остается одна, так как отец ребенка был не готов к такой неожиданности. f-str-21
Как в такой ситуации почитать отца и мать? Ну, с почитанием матери еще как-то можно разобраться, чаще всего мать все же исполняет свой материнский долг, а вот как быть с почитанием отца? А если отец живет в другой семье? А если он деградировавший алкоголик или игрок? Как быть детям, у которых родителей лишили родительских прав? Кого они должны почитать?
Вторая половина Заповеди звучит так: «чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Естественное желание каждого человека – жить долго и счастливо – возможно лишь при условии соблюдения правил общения между поколениями. Для нормальной жизни человеку необходимо научиться считаться с авторитетом, уважать тех, кто старше, – это необходимый элемент формирования здорового мировоззрения. Сегодня мы наблюдаем обратную картину – разрыв связей между поколениями, обособление людей и непрочность любых отношений. Ярче всего это проявляется в том, что семьей сегодня считается, в первую очередь, нуклеарная семья – папа, мама и ребенок. Большие патриархальные семьи, где несколько поколений живут под одной крышей, – а главными принципами совместного проживания являются почитание старших и забота о младших – остались в прошлом. Отсутствие уважения вообще к кому-либо, замыкание на себе и своих проблемах – вот характерные черты нашего времени.
Современное общество, которое все дальше и дальше уходит от любых библейских ориентиров, предлагает вместо родителей в центр семьи поставить детей, вместо почитания отца и матери ввести почитание детей. Все чаще мы слышим в СМИ о правах детей, о противодействии домашнему насилию, о защите детей от родителей. В западных странах на протяжении последних десятилетий сформировалась целая система защиты прав детей, основанная на либеральных взглядах на их воспитание. Поначалу это были просто отдельные суды для несовершеннолетних преступников, специальные дома для их перевоспитания, однако теперь все чаще речь идет о профилактике детской преступности через контроль над воспитанием детей в семье.
Эта особенная система защиты прав детей получила название «ювенальная юстиция». Реальные ее плоды лучше всего видны на примере Норвегии или Швеции, где права детей важнее многих других прав. До 12-13 лет детям не задают домашних заданий и не ставят оценок, чтобы не травмировать психику. Любое повышение голоса на ребенка может быть расценено, как насилие, не говоря уже о том, что ни в коем случае нельзя шлепнуть ребенка или поставить его в угол. Есть специальные службы, которые занимаются поиском  неблагополучных ситуаций (на основании  своих критериев) и изымают детей из семей, где  им может угрожать опасность. Еще с детского сада дети в подробностях проинформированы о своих правах и необходимости  сообщать  полиции о том, что им, к примеру, дали подзатыльник, потянули за ухо или повысили голос. И они этим  пользуются, жалуясь в специальные службы, хоть зачастую не представляют, к чему это приведет.
Широко известна история 12-летней девочки, обвинившей  своего отчима в избиении и сексуальных домогательствах. Как оказалось позже, она обиделась на него за то, что он усыпил ее котят. Она обратилась в полицию, проинструктировав свою трехлетнюю сестричку, что следует говорить. На основании ее показаний отчим попал в тюрьму. Мать, которая не поверила дочери, была лишена права родительской опеки и девочку передали в приемную семью. Через три месяца она поняла, что поступила неправильно, пробовала вернуть свое заявление, чтобы освободить отчима. Но юридическая машина уже закрутилась, и никто не воспринимал раскаяние девочки серьезно, ведь жертвы инцеста очень часто отказываются от своих показаний. Дошло до того, что девочка подробно описала всю историю генеральному прокурору страны, объяснила, что отчим невиновен, что она все придумала. Однако все осталось по-прежнему.
В конфликте между интересом ребенка и интересом отца или матери государство чаще всего принимает сторону ребенка, которого, как правило, забирают от родителей. После изъятия дети помещаются в приемную семью, которая может оказаться и гомосексуальной, ведь уже теперь во многих странах однополые браки уравняли в правах с традиционными. Приемные родители получают довольно серьезные суммы за воспитание детей, поэтому можно говорить и о материальной заинтересованности определенных кругов общества в таком положении вещей. На сегодняшний день число детей, изъятых из родных семей, в Финляндии исчисляется десятками, а во Франции – сотнями тысяч. И речь, как правило, не идет о семьях алкоголиков, как у нас, а об обычных семьях. Факт того, что права детей  выше  прав родителей, приводит  к замешательству в семейных отношениях, к полному  перевороту иерархии в семье. В результате дети растут неуправляемыми  и капризными, хорошо зная о том, что их нельзя наказывать. От этого страдают не только родители, но и сами дети, которые  теряют ориентиры в жизни.
Ювенальная юстиция стучится и к нам, только под другими названиями. Ниспровержение авторитетов и отсутствие уважения к старшим приводит к тому, что дети уже в начальной школе не слушаются учителей. В старших классах это проявляется в агрессивном и хамском поведении подростков, которых невозможно призвать к порядку. Всем известно о неуважительном отношении школьников к молодым учителям, оскорблениях, о срывах уроков. При этом у учителя практически нет рычагов воздействия на учеников, ведь права ребенка важнее, чем уважение к учителю.
f-str-23Да, пока что у нас в Беларуси детей не забирают из семей из-за того, что в холодильнике нет трех видов фруктов и сыра. Да, пока что гомосексуалисты не имеют права усыновления. Однако нельзя не заметить чрезмерного внимания к правам детей в нашей стране, все чаще вокруг говорят о том, что детей нельзя наказывать физически. Многодетные семьи, как потенциально опасные, находятся на особом контроле, хотя именно в таких семьях дети растут более самостоятельными и ответственными. А уж про насилие в семье и защиту от него женщин и детей  в последнее время трезвонят все кому не лень. Причем предполагается, что насилие в семье исходит от отца, как раз того, кого следует почитать!
Двадцатый век перевернул с ног на голову многие моральные принципы, сделав нормой несоблюдение большинства Заповедей, данных Моисею на Синае, однако не смог разрушить доверия между родителями и детьми. Двадцать первый век заканчивает начатое, разрушая последний оплот традиционной нравственности – семью. Это не случайно, ведь кризис семьи и кризис авторитетов, который стал характерной чертой нашего времени, связан и с кризисом веры. Вера основывается на почитании, уважении, послушании, оказываемом Богу. Чтобы научиться верить Богу, слушаться Его, воспринимать как авторитет – сначала мы должны научиться уважать наших родителей, дедушек и бабушек, опекунов, воспитателей – тех, кто старше нас и желает нам добра. Да, конечно, они не всегда идеальны и могут ошибаться в чем-то, однако не наше дело их перевоспитывать – вода не течет вверх. Начав свергать земные авторитеты, можно вовремя не остановиться и свергнуть то, на чем строится само мироздание, – авторитет Творца. О последствиях таких действий нетрудно догадаться, достаточно посмотреть вокруг нас.

 

Владислав ВОЛОХОВИЧ, доктор  теологии, директор
 благотворительного  фонда «Открытые  сердца». г. Могилев.
 Фото Корнелия КОНСЕКА, SVD


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий