Любим ли мы Церковь, как любят маму?

Papa FranciskДорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Сегодня мы возобновляем катехизические наставления о Церкви в этот Год Веры. Среди образов, которые II Ватиканский собор избрал для того, чтобы помочь нам лучше понять природу Церкви, есть образ матери: Церковь  – наша матерь в вере, в сверхъестественной жизни (ср. Догм. Конст. Lumen gentium, 6.14.15.41.42). Это один из образов, наиболее часто использовавшихся Отцами Церкви в первые века, и я думаю, что он может быть полезным и для нас. (…) В каком же смысле и каким образом Церковь является матерью?
Начнем с человеческой реальности материнства: что делает мама? Прежде всего носит дитя в своём лоне девять месяцев и потом, рождая, открывает его к жизни. Точно так же и Церковь: рождает нас в вере, посредством Святого Духа, Который оплодотворяет её, как Деву Марию. Церковь и Дева Мария – они обе являются мамами, и то, что можно сказать о Церкви, можно также сказать о Богородице, а то, что можно сказать о Богородице, можно также сказать о Церкви. Конечно, вера – это дело личное: «Я верую», я лично отвечаю Богу, Который даёт мне познать Себя и желает вступить в дружбу со мной (ср. энциклика Lumen fidei, н. 39). Но веру мы принимаем от других, в семье, в общине, которая учит нас говорить «я верую», «мы веруем». Христианин – не остров! Мы не становимся христианами в лаборатории, мы не становимся христианами сами по себе и своими силами: вера – это дар Божий, который даётся нам в Церкви и через Церковь. Церковь дарит нам жизнь веры в Крещении: именно в этом Таинстве она даёт нам родиться как чадам Божиим, дарит нам жизнь Божию, рождает нас, как мать. (…) Спросим теперь себя: а как я вижу Церковь? Если я признателен моим родителям, давшим мне жизнь, то признателен ли я Церкви, родившей меня в вере через Крещение? Сколько христиан помнят дату своего крещения? (…)
Мама не ограничивается тем, что даёт жизнь, но с большой заботой помогает своим детям расти, даёт им молоко, питает их, учит жизни, сопровождает их всегда своим вниманием, привязанностью, любовью, даже когда они становятся взрослыми. И во всем этом она умеет также исправить, простить, понять, умеет быть рядом в болезни, в страдании. (…) Церковь, как хорошая мать, делает то же самое: она сопровождает наш рост, передавая Слово Божие, которое есть свет, указывающий нам путь христианской жизни; уделяя Таинства. Она питает нас Евхаристией, несёт нам прощение Божье через Таинство Покаяния, поддерживает нас в болезни Елеопомазанием больных. Церковь сопровождает нас на протяжении всей нашей христианской жизни. Можем ещё спросить себя: какие отношения у меня с Церковью? Я её воспринимаю, как мать, которая помогает мне расти как христианину? Участвую ли я в жизни Церкви, чувствую ли себя ее частью? Мои отношения с ней формальные или живые?
И третье: в первые века Церкви всем было понятно, что Церковь, будучи матерью христиан, “рождая” христиан, в то же время сама “рождается” от них. Церковь не является чем-то отдельным от нас самих, но её нужно рассматривать как общность верующих, как совокупность нас, христиан: я, ты, все мы являемся частью Церкви. Св. Иероним писал: «Церковь Христова есть не что иное, как души верующих во Христа» (Tract. Ps 86: PL 26,1084). Поэтому материнством Церкви живём мы все, пастыри и верные. (…)  Церковь – это мы все! Все: от вон того недавно крещенного младенца до епископов, до Папы. Все мы являемся Церковью, и мы все равны в глазах Бога. Все! И все мы призваны сотрудничать в рождении к вере новых христиан, все мы призваны быть учителями в вере, возвещать Евангелие. (…)

(Из  речи Святейшего Отца Франциска на общей аудиенции 11. 09. 2013).
Русская служба Радио Ватикана.



Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий