От Креста Христова
мы учимся любви
Дорогие братья и сёстры!
Крест – это эшафот смерти, но сегодня мы молитвенно отмечаем воздвижение Креста Христова. Ведь на том древе Иисус взял на Себя наш грех и зло мира и победил их Своей любовью. Именно поэтому сегодня для нас праздник. Слово Божье говорит нам об этом, противопоставляя, с одной стороны, змей, которые кусают, и с другой стороны – змея, который спасает. Остановимся на этих двух образах.
Во-первых, змеи, которые кусают, нападают на народ, который в очередной раз впал в грех ропота. Роптать на Бога означает не только злословить и жаловаться на Него; это означает, более глубоко, что в сердцах израильтян потерпело крах доверие к Нему. Народ Божий, по сути, идет по пустыне к обетованной земле и его одолевает усталость, он не в состоянии выносить этот путь (ср. Числ 21, 4). Он впадает в уныние, теряет надежду, в какой-то момент как будто забывает обещание Господа (…).Не случайно, когда иссякает доверие к Богу, людей кусают змеи, которые убивают. Они напоминают первого змея, упомянутого в Библии в книге Бытия, искусителя, который отравляет сердце человека, заставляя его сомневаться в Боге. На самом деле, дьявол именно в виде змея обольщает Адама и Еву, вводит их в заблуждение… И вот в пустыню возвращаются «жалящие змеи» (ст. 6), то есть возвращается первородный грех: израильтяне сомневаются в Боге, не доверяют Ему, ропщут и таким образом идут навстречу смерти.
Дорогие братья и сёстры, эта первая часть повествования подталкивает нас, чтобы внимательнее присмотреться к тем моментам в нашей личной и общинной истории, когда потерпело крах доверие, как Господу, так и между нами. Сколько раз, удрученные и смятенные, мы увядали в своих «пустынях», теряя из виду цель пути! (…). Это моменты усталости и испытаний, когда у нас больше нет сил вознести взор к Богу; это ситуации личной, церковной и общественной жизни, когда нас кусает змея недоверия (…)
Но ведь история земли не лишена и других болезненных укусов: я думаю о жалящих змеях насилия, об атеистическом преследовании, о неспокойном пути…Нам полезно бережно хранить воспоминания о пережитых страданиях, иначе можем поверить, что они – утёкшая вода, которая назад не вернётся… Нет, мир нельзя приобрести раз и навсегда, его нужно стяжать каждый день (…)
Вот теперь, переходим ко второму образу: змею, который спасает. В то время, когда люди умирали от жалящих змей, Бог слышит заступническую молитву Моисея и говорит ему: «Сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ 21, 8). Действительно, «когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (ст. 9). Однако мы можем спросить себя: почему Бог, вместо того чтобы давать Моисею эти рекомендации, просто не уничтожил ядовитых змей? Такой способ действий раскрывает нам Его деяние перед лицом зла, греха и недоверия человечества. Тогда, как и сейчас, в великой духовной битве, которая будет присутствовать до конца истории, Бог не уничтожает мерзость, за которой вольно гонится человек: ядовитые змеи не исчезли, они все ещё там, они залегли в засаде, они всегда могут укусить. Что же тогда делает Бог?
Иисус объясняет в Евангелии: «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 14-15). Вот поворотный момент: змей, который спасает, пришёл к нам: Иисус, вознесённый на древе Креста, не позволяет ядовитым змеям, нападающим на нас, привести нас к смерти. (…) Укусы зла больше не могут властвовать над нами, потому что Он на Кресте принял на Себя яд греха и смерти и победил их разрушительную силу. (…)
(Из проповеди Святейшего Отца в праздник Воздвижения Святого Креста 14 сентября 2022 г.).
Vatican News