Молитва христианина
Молитва христианина призвана быть настойчивой и должна обязательно включать упоминание о братьях по человечеству, подчеркнул Папа Франциск в заключительной катехезе цикла, посвящённого Молитве Господней, 22 мая с.г. на площади Св. Петра.
Речь идёт не столько об определённой формуле, сколько о сыновней близости, в которую мы были введены благодатью: Иисус – это Тот, Кто являет Отца и одаривает нас близостью к Нему. «Иисус не завещал нам формулы, которую мы должны повторять машинально. Здесь, как и во всякой устной молитве, Святой Дух научает чад Божьих через Слово Божие правильно молиться их Отцу», – напомнил Папа наставление из Катехизиса Католической Церкви. «Иисус Сам использовал различные выражения, чтобы обращаться к Отцу. Если мы внимательно прочитаем Евангелие, то увидим, что слова молитвы, исходящие из уст Иисуса в различных обстоятельствах, напоминают текст молитв «Отче наш», – добавил он. Папа Франциск отметил, что во время молитвы в Гефсиманском саду Иисус произносит: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14,36). «Как же не распознать в этой молитве, хоть и весьма краткой, отголосок молитвы «Отче наш»? Среди тьмы Иисус с сыновним доверием обращается к Отцу «Авва», и, даже испытывая страх и тревогу, просит, чтобы исполнилась не Его воля, а воля Его Отца», – подчеркнул Понтифик.
Далее он указал, что молитва непременно должна быть настойчивой и содержать прошения о братьях, особенно если наши с ними отношения складываются непросто. «Иисус учит: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк 11,25). Как же не распознать в этих словах сродство с молитвой «Отче наш»?» – задал риторический вопрос Святейший Отец и добавил, что хотя в текстах Апостола Павла не встречается молитва «Отче наш», её дыхание ощущается в «чудесном обобщении», сводящем всю молитву христианина к краткому возгласу: «Авва Отче» (ср. Рим 8,15; Гал 4,6). «Рассматривая Новый Завет в целом, мы четко видим, что главное действующее лицо каждой христианской молитвы – это Святой Дух. Не будем же забывать об этом: главное действующее лицо каждой христианской молитвы – это Святой Дух. Мы никоим образом не сможем молиться без поддержки Святого Духа. Это Он молится в нас и помогает нам хорошо молиться. Мы можем и должны просить Духа научить нас молиться, ибо это Он делает нас подлинно молящимися. Его дыхание – в сердце каждого из нас, в сердце каждого ученика Христова. Дух делает нас способными молиться как подобает чадам Божьим, которыми мы на самом деле и являемся в силу принятого Крещения», –констатировал Папа, добавив: «Дух позволяет нам молиться, оставаясь в «колее», проложенной для нас Иисусом. В этом состоит тайна христианской молитвы: действием благодати мы включаемся в диалог любви Пресвятой Троицы».
Папа Франциск согласился с тем, что иногда Иисус использовал слова, на первый взгляд весьма далекие от текста молитвы «Отче наш», например, вырвавшийся из Его уст на кресте возглас, представляющий собой цитату из 22-го псалма: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?»(Мф 27,46). «Но даже и в этом отчаянном вопле звучит всё то же обращение: «Боже Мой, Боже Мой!». В этом «Мой» и заключена суть отношений с Отцом, суть веры и молитвы. Вот почему христианин, отталкиваясь от этой сути, способен молиться в любой ситуации. Он может использовать все приведенные в Библии молитвы, особенно молитвы псалмов, но может также молиться и другими словами, изливавшимися из людских сердец на протяжении тысячелетий истории. Так не будем же прекращать рассказывать Отцу о наших братьях и сёстрах по человечеству, дабы никто из них, особенно бедные и нуждающиеся, не оставался без утешения и частички любви», – подытожил Понтифик. (…).
Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru