Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
У всех нас, как правило, неверное представление о смерти. Смерть касается всех нас, оставляя свой глубокий след, особенно когда прикасается к нам, унося близких, или когда поражает детей, беззащитных, вызывая в нас смятение. (…) Если её считать концом всего, то смерть пугает, ужасает, превращается в угрозу, разбивающую любую мечту, любую перспективу, разрывающую любые отношения и прерывающую любой путь. Это случается, когда мы считаем нашу жизнь неким отрезком времени, замкнутым двумя полюсами: рождением и смертью; когда мы не верим, что после нашей нынешней жизни есть ещё продолжение; когда живут так, как если бы Бога не существовало. Такое представление о смерти типично для атеистической мысли, которая интерпретирует жизнь как случайное появление человека в мире и его путь к небытию. (…)
Итак, каков же христианский смысл смерти? Если мы взглянем на самые скорбные моменты нашей жизни, когда мы потеряли близкого нам человека – родителей, брата, сестру, супруга, ребёнка, друга, – ощущаем, что даже когда мы переживаем эту драму утраты, даже когда нас терзает чувство разлуки, в сердце возникает убеждение, что не может быть, что всё кончено… В нас сидит мощный инстинкт, который говорит нам, что жизнь не кончается со смертью. И это правда – наша жизнь не заканчивается смертью!
Эта жажда жизни нашла свой реальный и достоверный ответ в воскресении Иисуса Христа. Воскресение Иисуса даёт не только уверенность в жизни после смерти, но освещает также саму тайну смерти каждого из нас. Если мы живём, соединенные с Иисусом, верные Ему, то мы становимся способными принимать с надеждой и спокойствием также переход через смерть. В связи с этим у Церкви есть такая молитва: «Если нас удручает неизбежность того, что мы должны умереть, да будет нам утешением обетование бессмертного будущего», – это одна из прекраснейших молитв Церкви. Человек обычно умирает так, как жил. Если моя жизнь была путем с Господом, доверием к Его безграничному милосердию, то я буду готов принять последнюю минуту моей жизни как окончательное уповающее вверение себя в Его заботливые руки, в ожидании созерцания Его лика. И это самое прекрасное, что может с нами произойти: созерцать лицом к лицу этот удивительный лик Господа, видеть Его таким, какой Он есть, – прекрасный, наполненный светом, любовью, нежностью. Мы идем именно к этой цели – чтобы найти Господа.
С этой точки зрения становится понятным призыв Иисуса быть всегда готовыми, бодрствующими, зная, что жизнь в этом мире нам дана также для того, чтобы подготовить другую жизнь, – с небесным Отцом. И для этого есть один надежный путь: подготовиться хорошо к смерти, находясь рядом с Иисусом. Вот он – надёжный путь: я готовлюсь к смерти, находясь все время рядом с Иисусом. И как же это сделать? С помощью молитвы, в Таинствах и также в делах милосердия. Давайте помнить о том, что Он присутствует в самых слабых и нуждающихся. (…) Поэтому надёжный путь заключается в том, чтобы восстановить смысл христианского милосердия и братского сострадания, заботиться о телесных и духовных ранах нашего ближнего. Быть солидарными в сострадании боли и вселять надежду – вот предпосылка и условие для получения в наследие этого Царства, подготовленного для нас. Тот, кто занимается делами милосердия, не боится смерти. Подумайте об этом: тот, кто занимается делами милосердия, не боится смерти. Вы согласны с этим? (…) Почему он не боится смерти? Потому что смотрит ей в лицо в ранах братьев и преодолевает её любовью Иисуса Христа.
Если мы откроем дверь нашей жизни и нашего сердца самым малым братьям, тогда и наша смерть станет дверью, которая введет нас в Небо, в блаженную Отчизну, к которой мы направляемся, желая обитать там вечно с нашим Богом Отцом, с Иисусом, с Богородицей и со святыми.
(Из речи Святейшего Отца Франциска во время общей аудиенции 27 ноября 2013 г.)