Слово – это дар.
Другой человек – это дар
Дорогие братья и сёстры!
Великий Пост – это новое начало, это путь, ведущий к надежной цели: Пасхе Воскресения, победе Христа над смертью. Этот период неизменно обращается к нам с настойчивым приглашением к покаянию: христианин призван обратиться к Богу «всем сердцем своим» (Иоил 2,12), чтобы не удовлетворяться житейской заурядностью, но возрастать в дружеских отношениях с Господом. (…)
Четыредесятница – это подходящее время, чтобы углубить свою духовную жизнь, прибегая к рекомендованным Церковью средствам освящения, коими есть пост, молитва и милостыня. А в основе всего этого – Слово Божие, которое мы призваны слушать на протяжении всего этого периода и в которое нам следует старательно вникать. Я бы хотел особым образом остановиться на притче о богаче и нищем Лазаре (ср. Лк 16,19-31). (…)
…Беднягу зовут Лазарь – это имя указывает на обетование и дословно значит «Бог помогает». Итак, это действующее лицо не является анонимом, ему присущи четко выраженные черты и своя собственная жизненная история. И если он по-прежнему остается неизвестным богачу, то для нас он – хороший знакомый, почти близкий человек, он имеет определенный облик и, тем самым, воспринимается как дар, с которым связано неоценимое богатство. Лазарь учит нас тому, что другой человек – это дар. Правильные отношения с людьми основываются на исполненном благодарности признании их ценности. В той же мере и нищий у дверей богача – это не докучливая помеха, а призыв покаяться и изменить свою жизнь. Итак, первое приглашение, содержащееся в этой притче, звучит так: необходимо распахнуть двери своего сердца другому человеку, потому что любой человек – это дар, будь то наши родичи или не знакомый нам бедолага (…)
Притча ярко живописует противоречия, в которые погружен богач (ср. Лк 16,19). Этот человек лишён собственного имени, его называют абстрактно: «богач». О его огромном богатстве свидетельствуют его чрезмерно пышные одежды (…). К тому же богатство носит вызывающий характер, поскольку ежедневно выставляется напоказ, и это уже превратилось в привычку: «каждый день пиршествовал блистательно» (Лк 16,19). (…)
Но за этим внешним эффектом кроется внутренняя пустота (…) Самая нижняя ступень его моральной деградации есть гордыня. Богач одевается как царь, ведет себя как бог, забывая, что на самом деле он – простой смертный. Для человека, снедаемого жаждой богатства, не существует никого, кроме собственного «я», а потому и окружающие его люди оказываются вне его поля зрения. Результатом привязанности к деньгам становится своеобразная слепота: богач не замечает голодного нищего, покрытого язвами, распростертого в своём уничижении по земле.
Глядя на этого человека, мы понимаем, почему Евангелие даёт любви к деньгам такую суровую оценку: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф 6,26).
Евангельская притча о богаче и Лазаре помогает нам должным образом подготовиться к приближающейся Пасхе. Литургия Пепельной Среды содержит приглашение весьма драматичным образом пережить нечто подобное тому, что пережил богач. Священник, возлагая на голову верующего пепел, трижды повторяет: «Помни, что ты – прах и в прах возвратишься». И в самом деле, умирают как богач, так и нищий, и самая важная часть притчи приоткрывает происходящее на том свете. Оба её героя убеждаются, что «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6,7). (…)
Дорогие братья и сёстры! Великий Пост – это время благоприятное, дабы обновиться, встречаясь со Христом, пребывающим в Его Слове, в Святых Таинствах и в ближнем. (…) Я призываю всех верных дать свидетельство этому духовному обновлению, участвуя в различных великопостных кампаниях, которые проводятся во всех частях света многочисленными церковными организациями для совершенствования культуры встречи в семье всего человечества. Мы молимся друг за друга, чтобы, будучи соучастниками одержанной Христом победы, мы были готовы распахнуть наши двери перед бедными и немощными. Только таким образом мы сможем жить полнотой Пасхальной радости и свидетельствовать о ней.
(Из Послания Папы Франциска
на Великий Пост 2017 года).