Господь показывает нам, куда ведёт Крест
Дорогие братья и сёстры!
Евангелие сегодняшнего второго воскресенья Великого поста предлагает нам повествование о Преображении Иисуса (ср. Мф 17, 1-9). Взяв с Собой трёх апостолов, Петра, Иакова и Иоанна, Он взошел с ними на высокую гору, и там произошло это уникальное явление: лицо Иисуса «просияло, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17, 2). Таким образом Господь дал просиять в Его собственной персоне той Божьей славе, которую можно было увидеть через веру в Его проповедь и Его чудеса. Преображение на горе сопровождается появлением «беседующих с Ним» Моисея и Ильи (Мф 17, 3).«Сияние», которое характеризует это необычное событие, символизирует его цель: просветить умы и сердца учеников, чтобы они могли ясно понимать, кто их Учитель. Эта вспышка света внезапно открывается над тайной Иисуса и освещает всю Его личность и всю Его историю.
Отныне Иисус, твёрдо направляясь к Иерусалиму, где должен будет подвергнуться вынесению смертного приговора через распятие, желает подготовить Своих учеников к скандалу Креста, слишком сильному для их веры, и, в то же время, предсказать о Своём воскресении, явившись им как Мессия, Сын Божий. Иисус готовит их к этому моменту скорби и огромной боли. В самом деле, Иисус являет Себя Мессией, Который отличается от ожиданий, от того, как люди представляли себе Мессию. Он вовсе не сильный и прославленный царь, но смиренный и беззащитный слуга; не владелец несметного богатства, но бедный человек, который не имеет где приклонить голову; не патриарх, имеющий многочисленное потомство, но холостой человек, без дома и без очага. Это поистине перевёрнутое явление Бога, и знаком, больше всего приводящим в замешательство в этом скандальном перевороте, является Крест. Но именно через Крест Иисус достигнет славного воскресения, которое станет окончательным; не таким, как это преображение, которое продлилось какое-то мгновение, всего лишь миг.
Иисус, преображённый на горе Фавор, пожелал показать Свою славу ученикам не для того, чтобы избавить их от прохождения через крест, но для того, чтобы показать им, куда ведёт этот крест. Тот, кто умирает с Христом, с Ним и воскреснет. И этот крест есть дверь воскресения. Тот, кто борется рядом с Ним, с Ним и победит. В этом заключается послание надежды, которое содержит в себе Крест Иисуса, призывая к мужеству в нашей жизни.
Христианский крест не является каким-то предметом домашней обстановки или украшением; христианский крест – это призыв к любви, с которой Иисус пожертвовал Собой, дабы спасти человечество от зла и греха. В это время Великого Поста мы благоговейно созерцаем образ Иисуса, распятого на Кресте: это символ христианской веры, знак Христа, Который умер и воскрес ради нас. Давайте сделаем так, чтобы крест отмечал этапы нашего великопостного пути, чтобы лучше понять серьёзность греха и ценность жертвы, с помощью которой Искупитель спас каждого из нас.
Пресвятая Дева Мария умела созерцать славу Иисуса, сокрытую в Его человеческой природе. Да поможет Она нам пребывать с Ним в молчаливой молитве. Пусть Господь просвещает нас Своим присутствием, дабы мы несли в своих сердцах – через самые тёмные ночи – отражение Его славы.
(Из размышлений Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» 12 марта с.г.)
Русская служба Радио Ватикана