Истинная любовь подразумевает жертву
Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Сегодняшний отрывок из Евангелия (ср. Мф 16, 21-27) – это продолжение отрывка прошлого воскресенья, когда прозвучало исповедание веры Петра — «скалы», на которой Иисус пожелал построить Свою Церковь. Сегодня, с резким контрастом, Матфей показывает нам реакцию самого Петра, когда Иисус открывает ученикам, что в Иерусалиме Он должен будет пострадать, быть убитым и воскреснуть (ср. ст. 21). Пётр отводит Учителя в сторону и укоряет Его за это, говоря, что так не может случиться с Ним, Христом. Но Иисус, в Свою очередь, укоряет Петра сильными словами: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». За мгновение до этого апостол Пётр был благословлен Отцом, потому что получил откровение от Него, был крепкой «скалой», на которой Иисус мог строить Свою общину, но после своих слов он становится препятствием, камнем, больше не предназначенным для строительства, но камнем преткновения на пути Мессии. Иисус хорошо знает, что Петру и другим предстоит ещё пройти долгий путь, чтобы стать Его учениками!
Тогда Учитель обращается ко всем, кто следовал за Ним, ясно излагая то, что они должны будут для этого сделать: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ст. 24). Вечный соблазн, существующий и сегодня, заключается в желании следовать за Христом без креста. И больше того, нас подстерегает искушение учить Бога правильному пути, как это сделал Пётр, говоря: «Нет, Господи, этому не бывать никогда!». Но Иисус напоминает нам о том, что Его путь — это путь любви, и нет истинной любви без отречения от себя. Мы призваны не поддаваться видению мира сего, но ещё больше осознавать необходимость и трудность для нас, христиан, движения против течения и вверх.
Иисус дополняет Своё предложение словами, которые выражают великую непреходящую мудрость, потому что бросают вызов эгоцентрической ментальности и поведению. Он предостерегает: «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (ст. 25). В этом парадоксе заключено золотое правило, которое Бог вписал в человеческую природу, созданную во Христе: это правило гласит, что только любовь даёт смысл и счастье жизни. Растрачивая свои таланты, силы и время только на то, чтобы сберечь, сохранить и реализовать самих себя, человек на самом деле теряет себя, погружаясь в печальное и бесплодное существование. Если же мы живём для Господа и строим нашу жизнь на любви, как это делал Иисус, то сможем почувствовать вкус настоящей радости и наша жизнь не будет бесплодной – она будет плодотворной.
Совершая Евхаристию, мы переживаем тайну креста. Мы не просто вспоминаем, но совершаем живое воспоминание искупительной Жертвы, в которой Сын Божий полностью потерял Самого Себя, чтобы обрести Себя снова от Отца и таким образом отыскать нас, которые были утеряны, вместе со всеми творениями. Каждый раз, когда мы участвуем в Святой Мессе, любовь распятого и воскресшего Христа передаётся нам как пища и питие, дабы мы могли следовать за Ним на ежедневном пути, в конкретном служении братьям.
Пресвятая Дева Мария, следовавшая за Иисусом вплоть до Голгофы, да сопровождает также и нас и да поможет нам не бояться креста – креста, на котором был распят Иисус, а не креста без Иисуса. Крест с Иисусом означает крест страдания ради любви к Богу и братьям, так как эти страдания, через благодать Христову, плодотворны Воскресением.
(Из речи Святейшего Отца Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» 3 сентября с.г.)
Русская служба Радио Ватикана