Слово Святейшего Отца

Папа Франциск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отдых как благословение  реальности

 

В Книге Исхода Господь предписывает  Своему народу отдыхать в седьмой  день недели. «Казалось бы, эту  заповедь  исполнять  очень просто,  – сказал Папа, – но это не так.  Отдыхать на самом деле не так просто, потому что есть отдых ложный и отдых  истинный».
Современное общество жаждет развлечений и каникул, констатировал  Папа Франциск. Связанная с этим индустрия процветает, а в рекламе идеальный мир изображается как огромный  парк  развлечений, где всем весело.
«Центром тяжести сегодняшней концепции жизни является не деятельность, не обязательство, а уход от них. Заработать, чтобы развлечься, чтобы получить удовольствие. Образцом служит успешный человек, который может позволить себе обширные и разнообразные пространства для удовольствия».
Однако жизнь, «анестезированная развлечениями», – это не отдых, а отчуждение  и бегство от действительности. Человек никогда не отдыхал так много, как в наши дни, и вместе с тем он никогда не чувствовал такую опустошенность, как сегодня.
Слова Декалога проливают свет на то, что такое настоящий отдых, потому  что  они  предлагают  главное: мотивацию. Отдых во имя Господа имеет  четкую  причину: «Ибо  в  шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20,11). Эта заповедь отсылает  также к концу творения: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо  весьма» (Быт 1,31). Речь идет  о  дне, посвященном созерцанию и благословению. День Господень –  это время для хвалы, а не для бегства от реальности. Наоборот, в этот день мы созерцаем реальность и видим, как она прекрасна. Отдыху как бегству от реальности Декалог противопоставляет  отдых  как  благословение реальности. Для нас, христиан, центральным  моментом Дня Господня  является  воскресная  Евхаристия, что означает «благодарение». В  этот день мы благодарим Бога за Его дары, за Его милосердие. Воскресенье дано нам не для того, чтобы «стереть» все остальные дни, но чтобы вспоминать их, благословлять и примиряться с жизнью, подчеркнул Папа  Франциск. Сегодня  многие имеют возможность отдыхать и развлекаться, но при этом «не могут примириться с жизнью», не могут сказать: «Жизнь  драгоценна, она непроста, иногда  болезненна, но  она драгоценна».
Подлинный отдых – это «деяние Бога в нас». Однако оно требует отказа от «вещей, порождающих лишь тьму и внутреннюю усталость» (ср. EG 83).
«Покой выбирают,  его нельзя навязать, нельзя  найти  случайно. Отдаляясь от  горьких ран своего сердца, человек нуждается в примирении с тем, от чего он бежит. Необходимо примириться с собственной историей, с фактами, которых мы не принимаем, с тяжелыми аспектами собственной  жизни…  Истинный  мир означает, что мы не изменяем собственную историю, но принимаем ее и ценим такой, какая она есть».
Как часто, отметил Папа, в больных христианах мы видим спокойствие и радость, какой не найдешь у тех, кто веселится и наслаждается, как часто мы встречаем людей смиренных  и  бедных,  которые  радуются  малым вещам, как будто они обрели  вечное счастье…
В Книге Второзакония Господь говорит: «Жизнь  и смерть предложил  я  тебе, благословение  и  проклятие. Избери  жизнь, дабы  жил  ты и потомство твое» (Втор  30,19). Красивая жизнь, пояснил Папа, – это жизнь, о которой мы «хорошо думаем», какой  бы  ни  была наша история. Жизнь становится красивой, когда мы открываем сердце Провидению и открываем для себя смысл слов из Псалма: «Только в Боге успокаивается  душа  моя» (62,2).

 

 

(Из наставления Папы Франциска во время общей аудиенции 05 сентября 2018 года).
Ольга Сакун — Град Ватикан


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий