В радости и чистоте сердца
Дорогие братья и сёстры!
Ежегодно Бог, посредством Матери Церкви, «удостаивает верных Своих ожидания Пасхальной Тайны в радости и чистоте сердца, чтобы, ревностно совершенствуясь в благочестии и в делах милосердия и участвуя в возрождающих таинствах, они достигали полноты благодати во Христе» (ср. 1 Префация Великого Поста). Тем самым мы, шествуя от Пасхи к Пасхе, устремляемся к совершению Спасения, которое нам уже дано в Пасхальной Тайне Христа, «ибо мы спасены в надежде» (Рим 8,24). (…)
Празднование Священного Пасхального Триденствия Страстей, Смерти и Воскресения Иисуса Христа, являющееся кульминацией Литургического года, раз за разом приглашает нас вновь и вновь пройти путём приготовлений, притом сознавая, что наше уподобление Христу (ср. Рим 8,29) есть бесценный дар Божия милосердия. Если человек живёт так, как надлежит жить чаду Божиему, если он живёт так, как надлежит жить искупленному существу, послушному велениям Святого Духа (ср. Рим 8,14), умеющему понимать и воплощать в жизнь заповеди Закона Божия, начиная от тех, что вписаны в наше сердце и естество, то он действует также и во благо творения, соработничая в деле его искупления. (…)
И в самом деле, если мы живём не так, как следует жить детям Божиим, наше поведение по отношению к ближним и прочему творению, включая и нас самих, сплошь и рядом имеет разрушительный характер. Так случается, если мы полагаем, с той или иной степенью осознанности, будто можем пользоваться всем этим по своему произволу. (…) Если мы не соотносим свою жизнь с событием Пасхи, не умещаем её в горизонтах Воскресения, то попадаем под власть иной логики – логики «всего и немедленно», логики ненасытного накопительства.
Мы знаем, что причиной всякого зла является грех, который, едва появившись в человеческом сообществе, разрушил его связь с Богом, но также и с прочим творением, с коим мы связаны, прежде всего, через нашу телесность. Разрыв общения с Богом разрушил и гармонию человека с окружающей средой, в которой он был призван к жизни, так что сад превратился в пустыню (ср. Быт 3,17-18). Здесь имеется в виду тот грех, что побуждает человека считать себя богом творения, абсолютным его властителем, и при этом использовать его не так, как это было задумано Творцом, а исключительно по своему разумению, в своих интересах, во вред самой этой твари и ближним. (…)
Вот по этой причине творение и ощущает острую нужду откровения детей Божиих, откровения тех, кто уже стал «новой тварью»: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор 5,17). По мере того, как это откровение состоится, всё творение сможет отпраздновать «свою пасху»: устремиться навстречу новому небу и новой земле (ср. Откр 21,1). (…)
Поститься – это значит научиться по-другому относиться к нашим ближним и творению: отказаться от искушения всё подряд «поглощать» в стремлении утолить свой ненасытный голод, и предпочесть ему готовность страдать из-за любви, ибо только так и можно заполнить пустоту в своём сердце. Молиться для того, чтобы суметь отречься от идолопоклонства, от иллюзии самодостаточности нашего «я», признать свою нужду в Господе и Его милосердии. (…)
Дорогие братья и сёстры, «четыредесятница» Сына Божия заключалась в Его исходе в пустыню творения, дабы оно возвратилось к своему первозданному состоянию – стало садом сопричастности Богу как это было до первородного греха (ср. Мк 1,12-12; Ис 51,3). Так пусть же и наша Четыредесятница станет повторением того же пути, чтобы тем самым принести надежду Христову всему творению – надежду, что оно «будет освобождено от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8,21). (…)
(Из Послания Папы Франциска на Великий Пост 2019 года).
Перевод «Сибирской католической газеты».