Доверие к Отчей любви
Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Евангелие этого воскресенья (Мф 14,13-21) посвящено чуду умножения хлебов. События разворачиваются в пустынном месте, куда Иисус удалился со Своими учениками. Но люди нашли Его и там, желая послушать Его проповедь и исцелиться. Солнце склонилось к закату, а толпа собравшихся не становилась меньше, и тогда ученики, руководствуясь здравым смыслом, предложили своему Наставнику поскорее распустить аудиторию, призвав людей пойти в близлежащие селения, чтобы там подкрепиться. А Иисус неожиданно парировал: «Вы дайте им есть» (Мф 14,16). Мы можем себе представить, как вытянулись при этом лица учеников! Иисус полностью отдавал Себе отчёт в том, что Он намеревался делать дальше, но Ему была интересна реакция учеников. Собственно, реакция в данном случае могла быть двоякой: или сказать «давайте отошлём их», «пусть они сами о себе позаботятся», «пусть сами найдут себе что есть». Или же задаться вопросом: «А может быть это Божие Провидение призывает нас чем-то поделиться?». Здесь перед нами два диаметрально противоположных подхода. Иисус явно желает, чтобы Его ученики сами пришли ко второму из них. Первое предложение учеников – «давайте их отпустим, пусть они поищут себе пропитание, пусть сами позаботятся о себе» – на первый взгляд кажется разумным, однако оно совершенно лишено великодушия. Ход же мысли Иисуса совсем другой. (…)
Один из двенадцати пытается резонно возразить: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы», на что Иисус отвечает: «Принесите их Мне сюда» (Мф 14,17-18). Он берет хлебы в руки, поднимает глаза к небу, произносит молитву благословения и начинает ломать хлеб, подавая его куски ученикам. И вот неожиданность: куски хлеба и рыбы никак не заканчиваются. В данном случае Иисус демонстрирует Свое всемогущество, но не в форме эффектного чуда, а как знамение собственного милосердия и щедрот Небесного Отца по отношению к Его утомленным, нуждающимся чадам. (…)
Кроме того, сегодняшнее Евангелие содержит очевидный намек на Евхаристию. Особенно отчетливо он звучит в упомянутых в тексте жестах благословения и преломления хлеба, во вручении его частиц ученикам, которые затем раздают их народу (ср. Мф 14,19). Примечательным является сам факт теснейшей связи между Евхаристическим Хлебом, пищей Вечной Жизни, и хлебом насущным, необходимым для жизни земной. Прежде чем предложить Себя Отцу в качестве Хлеба нашего Спасения, Иисус предоставляет гарантии того, что всякий, кто последовал за Ним и при этом не сумел обзавестись должными запасами, не останется голодным. Порой может показаться, что духовное и материальное противостоят друг другу, но на самом деле и спиритуализм, и материализм в равной мере чужды Библии. Это не библейский язык.
Сострадание и нежность, которые Иисус проявляет по отношению к толпе, не имеют ничего общего с сентиментальностью. Перед нами, скорее, конкретное проявление любви, озабоченной людскими нуждами. Всем нам следует приступать к Евхаристической Трапезе, руководствуясь импульсами, присущими Иисусу: состраданием к нуждам ближних. (…) Сегодня нам было бы полезно спросить самих себя: испытываю ли я сострадание, сталкиваясь с новостями о войнах, о голоде, о пандемии? Так много всего происходит вокруг… Чувствую ли я сострадание к затронутым бедствиями людям? Способен ли я страдать вместе с ними или же предпочитаю отвести взгляд в сторону, оправдывая это тем, что «они могут постоять за себя сами»? Давайте не будем забывать это прекрасное слово – «сострадание». Подлинное сострадание подразумевает доверие к предусмотрительной Отчей любви, как и собственное активное и бесстрашное участие в решении проблемы.
Так пусть же Пресвятая Дева Мария поможет нам следовать тем путём, который Господь обозначил в сегодняшнем Евангелии (…).
(Из речи Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» 2 августа 2020 г., площадь Св. Петра).
Перевод «Сибирской католической газеты».