Слово Святейшего Отца

Папа Франциск

 

 

 

 

 

 

 

 

Молитва как борьба

 

 

Общую аудиенцию 12 мая в ватиканском Дворе св. Дамаса Папа Франциск начал со слов благодарности в адрес ее организатора монсеньора Сапиенцы из Префектуры Папского дома: именно он настоял на организации этой встречи с верующими после долгого перерыва.

Продолжая размышления о молитве, Папа отметил, что молитва – это «вовсе не прогулка»: ни для кого из великих  молитвенников, описанных  в  Библии, молитва не была «удобной». Несомненно, молитва вселяет великий покой, но только после внутренней  битвы, иногда жестокой, которая может охватывать долгие периоды жизни. Молиться нелегко – вот почему часто мы убегаем от молитвы. Всякий раз, как мы хотим помолиться, мы вдруг вспоминаем о множестве других более важных и неотложных дел: «Это случается и со мной», – признался Папа. Но почти всегда, отложив молитву ради других дел, мы понимаем, что они не были настолько существенны и мы только зря потратили время: «Враг обманывает нас именно так», – пояснил  Папа Франциск. (…)

«Безмолвие, молитва, сосредоточенность – это тяжелые упражнения, и  иногда  человеческая натура возмущается. Мы хотели бы находиться где угодно, только не там, не на скамье в храме, чтобы молиться. Тот, кто хочет  молиться, должен помнить: вера – нелегкий труд, и временами она продвигается  вперед почти в полном  мраке, лишенная ориентиров».

Тем  не менее в этом мраке необходимо продолжать молиться. В Катехизисе Католической Церкви перечисляются  различные враги молитвы, мешающие в духовной борьбе. Например, это сомнения в том, что молитвы действительно достигают Бога: почему же Он молчит? Перед неуловимостью Божественного некоторые  начинают думать, что молитва – это лишь психологическое упражнение, полезное, но отнюдь не необходимое. Можно даже молиться, не имея веры. Главные враги молитвы находятся внутри нас: это «уныние перед лицом нашей черствости; печаль оттого, что мы не все отдаём Господу, ибо у нас большое имение; разочарование, потому что наша просьба не выполнена так, как мы сами того хотели; раны, нанесенные нашей  гордыне, которая  упорствует в недостойности  нашей греховности; аллергия на безвозмездность молитвы» (2728).

Что же делать во время искушения, когда кажется, будто всё пошатнулось? В истории духовности мы найдём немало советов, которые родились  не за письменным столом, а из  личного  опыта. Этот  опыт показывает важность стойкости и постоянства в молитве. Папа  привёл  в пример «Духовные упражнения» святого Игнатия Лойолы, которые учат нас «наводить  порядок в собственной жизни».

Папа упомянул и о святом Антонии  Великом, отце христианского монашества. Однажды он пережил момент  большого  искушения. В конце он спросил у Бога: «Где был Ты?  Почему не явился вначале – прекратить  мои мучения?». Иисус отвечал: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал,  желая видеть твоё ратоборство».

Сам  Папа однажды был свидетелем  необычайной  силы молитвы: один  отец семейства вымолил  у Пресвятой  Богородицы Луханской исцеление для своего сына, для которого уже практически не было надежды.

«Молитва  творит  чудеса, потому что молитва устремляется в самое средоточие нежности Бога, любящего Отца. И когда Он не сподобляет нас  одной  милости, Он  ниспосылает другую, и  мы это понимаем со временем. <…> В момент слепоты нам не  удаётся  увидеть  Его присутствие, но это происходит позже. Нам тоже приходится  повторять  фразу, сказанную однажды нашим праотцем Иаковом: Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! (Быт 28,16). На  закате  нашей жизни, оглядываясь  назад, мы  тоже сможем сказать: «Я думал, что я один, но это не так: Иисус  был со мной. Все мы однажды сможем это сказать»».

 

 Ольга Сакун — Град Ватикан


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий