Сопровождать.
Слушать. Благословлять
Дорогие братья и сёстры!
Пять лет назад было обнародовано постсинодальное апостольское обращение Amoris Laetitia о красоте и радости супружеской и семейной любви и её месте в современном мире. (…) Текст Amoris laetitia обозначил начало пути, поощряя новый пастырский подход к вопросу семьи. (…) Недостаточно повторять о ценности и важности доктрины, если мы сами при этом не становимся защитниками красоты семьи и не заботимся с состраданием о её слабостях и её ранах.
И правда, мы возвещаем парам, супругам и семьям Слово, которое помогает им понять истинное значение их союза и их любви, знак и образ любви Троицы и союза Христа и Церкви. Только из этого, всегда нового, евангельского Слова и произрастает учительство Церкви, в том числе, о семье. И это Слово требовательно, оно стремится освободить людские отношения от рабства, которое часто уродует их и делает нестабильными: диктатура эмоций, превознесение преходящего, которое препятствует преданности на всю жизнь, торжество индивидуализма, страх перед будущим. Перед лицом этих сложностей Церковь возвещает христианским парам ценность брака как замысла Господа, как плода Его Милости и как призыв жить в полной мере в верности и бескорыстии.
С другой стороны, это воззвание не может и никогда не должно исходить сверху или извне. Церковь воплощается в исторических реалиях, так же как и её Учитель, и даже возвещая Евангелие семьи, она делает это, погружаясь в реальную жизнь, не понаслышке зная ежедневные заботы супругов и родителей, их проблемы, их страдания, все те обстоятельства, маленькие и большие, которые отягощают и порой тормозят их путь. Это реальный контекст, в котором осуществляется повседневная любовь. Речь идёт о любви, порожденной ежедневным простым и молчаливым трудом супружеских пар, ежедневными и иногда утомительными обязанностями, выполняемыми супругами, отцами, матерями и детьми. Если бы Евангелие было представлено как учение, «сброшенное» свыше и не входило бы в «плоть и кровь» повседневной жизни, оно рисковало бы остаться только красивой теорией. Мы призваны сопровождать, слушать, благословлять семьи в их пути; не только указывать направление, но и отправляться в путь вместе с ними; входить в дома с осторожностью и любовью, сказать парам: Церковь с вами, Господь рядом, мы хотим помочь вам сохранить дар, который вы получили.
Когда семьи живут под знаком божественного Причастия, тогда они становятся живым словом божественной Любви, обращённым к миру и для мира. И правда, азбука семейных отношений – брак, материнство, отцовство, сыновний и дочерний долг, братство – это всё то, через что передаётся язык любви, который даёт смысл жизни и подлинную человечность всем отношениям. Этот язык состоит не только из слов, но также из самого образа бытия – из того, как мы говорим, из взглядов, жестов, времени и места наших отношений с другими. Женатые пары хорошо это знают, родители и дети учатся этому еже-дневно в школе любви, которой является семья. Это также место, где происходит передача веры между поколениями: она передаётся языком хороших и здоровых отношений, которыми живёт семья каждый день.
Так давайте поддержим семью! Давайте защищать её от всего, что ставит под угрозу её красоту. Давайте подойдём к этой тайне любви с изумлением, осторожностью и нежностью. И давайте беречь её драгоценные и хрупкие узы: детей, родителей, дедушек и бабушек… Нам нужны эти связи, чтобы жить и жить хорошо, чтобы сделать человечество более братским.
(Из Послания Святейшего Отца Франциска участникам онлайн-конференции в праздник Св. Иосифа 19 марта 2021)
Редакция Рускатолик.