Дорогие братья и сёстры, добрый день!
«Верую в единую, святую, вселенскую Церковь…». Сегодня будем размышлять над такой характерной чертой Церкви как «католичность». Прежде всего: что значит «католический»? Это слово происходит от греческого «kath’olón», что означает «согласно всему», означает вселенскость. Каким образом эта вселенскость касается Церкви? В каком смысле говорим, что Церковь является католической? Я бы разделил на три главных значения.
Во-первых. Церковь католическая, поскольку является пространством, домом, в котором нам проповедуют веру во всей её целостности, где спасение, которое нам принёс Христос, предлагается всем. Церковь позволяет нам встретить милосердие Бога, который нас изменяет, потому что в Нём присутствует Иисус Христос, даёт истинное исповедание веры, полноту сакраментальной жизни, подлинность священства. В Церкви каждый из нас находит то, что необходимо для того, чтобы верить, чтобы жить как христиане, чтобы стать святыми, чтобы быть паломниками в каждом месте и во всякое время.
Чтобы привести пример, можем сказать, что это подобно жизни в семье. В семье мы получаем все то, что позволяет нам расти, созревать, жить. Невозможно расти самому, невозможно самому научиться ходить, но мы ходим, растём в определенном сообществе, в семье. Так есть и в Церкви. В Церкви мы можем услышать Слово Божие, будучи уверенными, что это послание, которое нам дал Господь. (…) В Церкви мы учимся жить сопричастностью, любовью, происходящих от Бога. Каждый из нас может сегодня задать себе вопрос: как я живу в Церкви? Когда иду в церковь, то куда я иду: в конюшню или на футбольный матч, на ужин? Когда иду в церковь, как принимаю дары, которые Церковь даёт мне для роста, для созревания как христианина? Или я участвую в жизни сообщества, или иду в церковь и замыкаюсь в своих проблемах, изолируясь от других людей? В этом первом значении Церковь является католической, поскольку является домом для всех. Все являются детьми Церкви и имеют своё место в этом доме.
Второе значение: Церковь католическая, поскольку является вселенской, рассеянной по всему миру и проповедующей Евангелие каждому человеку. Церковь не является элитарной группой, не относится только к отдельным лицам. Церковь не замыкается, она является посланной ко всему человеческому роду. Она является единой Церковью и присутствует также в своих маленьких частях. Каждый может сказать: мой приход – Католическая Церковь, потому что он также является частью вселенской Церкви, имеет полноту дара Христова, веру, таинства, священство служения. Он находится в единстве с епископом, с Папой и открыт для всех без различия. Церковь не есть только в тени нашей колокольни, но охватывает широкий диапазон людей, народов, исповедующих ту же веру, питающихся той же Евхаристией, которым служат такие же пастыри. Поэтому нужно находиться в общении со всеми Церквами, со всеми католическими сообществами всего мира, малыми или большими! Это прекрасно! (…)
Третья и последняя мысль: Церковь католическая, потому что является «домом согласия», где единство и многообразие объединяются, чтобы стать богатством. Поразмышляем над образом симфонии, что означает согласие и гармонию. Различные инструменты звучат вместе, каждый из них сохраняет свой неповторимый тембр, а их характерное звучание гармонизирует в одно целое. Есть также тот, кто управляет – дирижер, а в исполнении симфонии все инструменты звучат «гармонично», хотя и не заглушается тембр каждого из них, особенность каждого из них, а наоборот – очень ценится.
Это красивое сравнение говорит нам, что Церковь похожа на большой оркестр, в котором существует многообразие. Мы все не являемся одинаковыми, и не должны быть одинаковыми. Мы все разные, каждый со своими особенностями. И это в Церкви прекрасно! Каждый вносит свою специфику, то, что получил от Бога, чтобы обогатить, одарить других! (…)
(Из наставления Папы Франциска во время общей аудиенции на пл. Святого Петра 9 октября 2013 г.)
По материалам ekai.pl