Владимир Глушаков, кандидат социологических наук, доцент, автор 32 книг и учебников по вопросам управления, психологии, коммуникаций, специалист в области антикризисного управления, маркетинга и управления персоналом, участник движения Живого Розария при приходе Св. Казимира в Молодечно – о присутствии Бога в его жизни.
– Уважаемый Владимир Евгеньевич! Спасибо за Ваше согласие дать интервью нашему журналу. Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своей профессиональной деятельности, в чем она заключается.
– Родился я в год полета Гагарина в космос и рождения знаменитой программы КВН – клуб веселых и находчивых. В городе Горки Могилевской области в семье преподавателей Белорусской сельскохозяйственной академии. И мать, и отец прошли через войну. Отец умер, когда я учился в 9-м классе. После службы в армии поступил в БГУ на отделение философии. Кандидатскую диссертацию защитил по социологии, а звание доцента получил по экономике. Преподавал в различных вузах и параллельно работал в одной из компаний в должности заместителя генерального директора по развитию бизнеса. Выполнял консалтинговые проекты в области антикризисного управления, маркетинга и управления персоналом. В последние 22 года совмещаю работу в различных образовательных программах с коучингом (коучинг – помощь людям и организациям в решении возникающих у них проблем и развитие профессиональных компетенций). Моя профессиональная сверхцель – дарить людям радость обретения себя (оставляя проблемы позади) и расширять сферы своих профессиональных возможностей.
– Учитывая специфику нашего журнала и зная, что Вы – практикующий католик, просим ответить на следующие вопросы:
– (читает). Вопросы, которые Вы ставите мне, предполагают мини-исповедь (большую исповедь за всю жизнь сделал только Святой Августин Блаженный). Но это вызов для меня! Чтобы это сделать, надо вернуться во II-III века христианства, когда верующие исповедовались перед своими братьями и сёстрами, стоя в центре круга…
– А представьте, Владимир Евгеньевич, что стоите в центре круга, среди знакомых и не знакомых Вам людей…Можете свидетельствовать, когда и как произошло Ваше преображение, обращение из атеиста в человека верующего?
– Меня спасла моя Крошенька, так я по жизни называю свою жену Терезу. В нашей семье, пока я учился в школе, ни разу не звучало слово Бог!!! И когда я, будучи студентом университета, сделал моей будущей Крошеньке предложение выйти за меня замуж, она заплакала, сказала “нет” и убежала. Вечером, я человек настойчивый, заколотил кулаками в дверь общежития, где жила Тереза, и поставил вопрос ребром: “Нет так нет. Но скажи, почему?”. И услышал: семья, где католики в N-м поколении, такого кандидата в мужья, такого нехристя, как я, принять не сможет и «собачьей свадьбы не будет». Тогда я ответил: “За тобой – хоть в церковь, хоть к черту на рога!”. 24 марта следующего, 1984 года мы расписались в ЗАГСе, потом на протяжении лета, во время каникул, нынешний епископ Казимир Великоселец в Ишколдском костёле Пресвятой Троицы готовил меня к крещению, крестил, исповедал и…тайно (тогда только так и можно было) обвенчал!
– Сейчас верующие переживают время Великого Поста. Вы помните свой первый Великий Пост?
– После гражданской регистрации брака мы приехали к моей уникальной тёще (образование — 6 классов польской школы, а её уму дивились даже профессора) в Ишколдь и отметили праздник там. Кстати, это было время подготовки к Пасхе, для меня все без исключения было в диковинку. Но я старался, из уважения к старшим, следовать их примеру и поступать, как они.
–Какое впечатление оставило у Вас то время?
– Наверное, правильно сказать, что тогда в моем “исполнении” это было обрядоверие. Осознание времени Великого Поста, времени подготовки к Пасхе, осознание Что это означает – для земной жизни и вечной – пришло намного позднее. Тогда я только-только к этому подступался… Тот Владимир, в крещении Феликс, и нынешний, очень надеюсь, это два разных человека.
– Вы остались довольны собой?
– Так вопрос тогда не стоял. Я старался разобраться в сути веры, понять истины веры, догматы и правила Церкви. В тот период (так думаю) Господь надоумил меня взять в руки книги уникального, легендарного православного священника-экумениста Александра Меня. “История религии. В поисках пути, истины и жизни»” и «Сын Человеческий» стали для меня новой Вселенной, потрясением, иным бытием. Всё или большее из того, что я делал, стало восприниматься как “суета сует, все суета”.
– Ощущаете ли присутствие Бога в своей жизни сегодня? Если да – то каким образом? Что отмечаете в себе самом?
– Было так много случаев не присутствия Его, а Его вмешательства в жизнь нашей семьи, что и пересказать сложно. Расскажу только о двух «эпизодах». У нас два сына с разницей в 10 лет. Второго, нашего Стэфаньку (имя означает – корона, венец) Крошенька вынашивала, дыша через раз. Угроза прерывания беременности была постоянной: то на сохранении в больнице, то на уколах дома… Намучилась она, и я вместе с ней. И вот в самый неподходящий момент у неё начались схватки. Я встал возле кровати на колени, зажег свечу и стал молиться своими словами, прося заступничества Матери Божьей. Сколько это длилось? Не знаю, долго… Схватки затихли и роды прошли в нужный срок.
Второй “случай” – это 39 лет супружества. Когда вулкан (в лице Терезы) стал жить с таким холериком как я, то это не коса на камень, как говорят в народе, а динамит на порох! Если бы не вера, если бы не уникально сильный и позитивный пример моей тёщи, увы, уже покойной, то не было бы этих счастливых лет. Только Бог, только участие в святых Мессах (пропустили, может, всего десяток за всю жизнь), только совместная молитва, только Ружанец плюс молитвы Святой Бригитты Шведской, которыми я молюсь ежедневно, и, конечно же, домашний костёл с реколлекциями сделали из нас то, чем мы являемся сегодня. Если об ощущениях – то чувствую себя защищенным ребёнком, сидящим на коленях у Небесного Отца…
– Вы достигли высокой планки в профессиональной деятельности и сейчас помогаете другим приобрести лидерские качества, чтобы стать первыми, успешными, научиться ставить перед собой достижимые цели и идти к ним… Несмотря ни на что? Как это сочетается со смирением, скромностью, послушанием, которым учат Божьи Заповеди, чему учит Церковь?
– Позвольте начну ответ на вопрос с мысли философа Григория Померанца: чтобы услышать и понять других – надо научиться слушать, изначально уважая любое мнение.
Дьявол начинается с пены на устах ангела. И если мы не слышим других, то на выходе – конфронтация, гордыня, эксплуатация более слабых и, как следствие, деградация (в нашем случае – бизнеса). Многие руководители предприятий и организаций в Беларуси поняли это ещё в 2014 г. и присоединились к Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) в рамках Глобального Договора ООН в области социальной ответственности бизнеса, которая объединяет 12000 компаний и организаций в 140 странах мира. Целью Глобального Договора является добровольный вклад в устойчивое развитие общества посредством ответственного и креативного лидерства. Сотни белорусских компаний и фирм в своей деятельности реализуют десять принципов Договора, которые относятся к защите прав человека, устранению недобросовестной практики трудовых отношений, охране окружающей среды и предотвращению коррупции. Даже студентов, не говоря о действующих руководителях, на программах повышения квалификации мы учим тому, что руководитель-лидер – это моральный и профессиональный компас для подчинённых. И только потом всё остальное. За крутым спецом пойти можно. Но если он рассматривает людей как расходный материал, его успех долгим не бывает. Также и милашка-дилетант в должности руководителя не имеет шансов на успех.
– Вы – признанный специалист в социальных науках, практикующий католик.
В чём, на Ваш взгляд, современное общество нуждается больше – в высоких профессионалах или в первую очередь в людях высоких духовных качеств? Что формирует сегодня цели человека?
– В начале 2000-х годов я попытался защитить докторскую диссертацию на тему “Перспективы национальной экономики в контексте социокультурной динамики”. Ключевая мысль диссертации следующая – уровень развития экономики не может быть выше уровня развития культуры. Любое техническое новшество, любое преобразование социума начинается с изменения культуры, культуры мышления. Мы свободны сначала в акте мышления, а потом – во всём остальном. Если человек «зашорен», живёт стереотипами и догмами, не ставит под сомнение “свою правду”, то и он, и его окружение деградируют. Я согласен с оценкой одного авторитетного священника, что сейчас “мы переживаем эпоху Армагеддона” – сражение сил тьмы и воинства Христова, частью которого мы являемся. Понять своё место и свою миссию в этой эпохе можно только слушая голос своего сердца, своей христианской совести и, конечно же, раскрепостив мозги.
– Уточните, пожалуйста, что означает «попытался защитить»?
– Совет по защите докторских диссертаций БГЭУ не стал рассматривать работу, сославшись на заключение одного эксперта: «Тема не экономическая». Результатом случившегося стала моя монография «Вызов времени: Беларусь на пороге тысячелетий», вышедшая в 1999 году. Книга стала победителем конкурса на лучшую монографию, объявленного «Национальной экономической газетой». Двумя годами позже в соавторстве с женой (Тереза – автор нескольких книг и учебных пособий по культурологии и практической психологии, кандидат философских наук, доцент) мы издали книгу «Психология управления персоналом: Век XXI».
– Бывая на реколлекциях, слушая проповеди священников, слышим такое выражение и такое пожелание: каждый человек должен найти свою гору Табор. Как думаете, где находится гора Табор для нашего современника?
– Отвечу в три «такта». Во-первых, каждый современный христианин должен ответить себе на вопрос: “Можно ли выйти из места, в котором ты никогда не бывал?” Это место – правда о себе. Это больше, чем «рахунак сумлення». Надо всё, что составляет твоё “Я”, назвать по имени. Если человек не просветит себя светом Христовой правды, он не преобразится, он останется у подножия горы Табор.
Во-вторых, когда Иисус Христос проповедует святое Евангелие, Он использует слово метанойя. Оно имеет два смысла: покайтесь и поменяйте мышление. Нам очень многое надо поменять в своём мышлении, чтобы не просто понимать, а пошагово реализовать слова Иисуса: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин 14, 6).
В-третьих, нам всем надо призадуматься над следующим ответом Святого Августина Блаженного на вопрос, откуда в мире столько зла, если Иисус Христос (Бог-спаситель) всё сотворил гармонично. «Зло появляется там, – сказал Святой Августин, где не проявляет себя добро». Как я это понимаю? Ты не сделал что-то для ближних (ближние – люди, нуждающиеся в твоей помощи), ты ответил на зло злом и вот вам – появилась территория торжества зла…
– Еще раз спасибо за интервью.
Раиса СУШКО.
Фото Корнелия КОНСЕКА, SVD
и из архива семьи Глушаковых. Минская область