Ангелы Рождества

(Библейская медитация при Новорожденном у яслей)

 

 

 

 

Пастухиf-str-29

  Ангелы в христианской традиции нераздельно соединены с рождением Иисуса в Вифлееме. И здесь речь не только о традиционных яслях или праздничных витринах больших магазинов. Традиция эта относится к апостольским временам. Св. Лука подчеркивает миссию ангелов в благовествовании пастухам, которые в околицах Вифлеема «содержали ночную стражу у стада своего» (Лк 2, 8).

Во времена Иисуса к пастухам относились пренебрежительно. Они находились на самой низшей ступеньке  общественной  и  религиозной лестницы. Вместе с крестьянами и рыбаками  составляли  «народ, не знающий закона». Ведь пастухи не имели  возможности  скрупулезно выполнять предписания права, потому  что  забота о стадах поглощала все  их  время. По  этой причине евреи-ортодоксы относились к ним с пренебрежением, почти  как  к нечистым. С другой, однако, стороны, к пастухам  в  истории Израиля испытывали  большое  уважение. Они были носителями  Традиции  и религии. Припомним  себе,  что пастухами были царь Давид и пророк Амос. Титул Пастыря был дан Богу-Ягве (Иез 34, 11). Также и Иисус называет себя Добрым Пастырем (Ин 10, 1).

Пастухи  были  простыми бедными людьми. Бенедикт XVI называет их  привилегированными  адресатами Божьей  любви.  Отцы Церкви подчеркивают, что пастухи как единственные не спят, бодрствуют, заботятся  о стаде, служат ему. Выполняют  ответственно все свои обязанности, не так как жители Вифлеема, которые «проспали свою человечность», проспали время благодати Бога (Тит  2, 11) и  не  увидели поэтому славы Рождества Мессии.

Пастухи были верными, поэтому сам Бог позаботился о них, «и слава Господня  осияла  их» (Лк 2, 9). Реакцией пастухов на силу и свет Бога  был страх. Они не понимают, что происходит, но внимательно слушают и принимают этот свет. «Был Свет истинный,  Который  просвещает всякого человека» (Ин 1,9). Этот свет – это блеск красоты, доброты, святости  и любви Бога, которую Он вносит  в людские сердца. И хотя наша  ежедневность  сложна и трудна, отмечена крестом, страданием, заботами, но в ней присутствует Бог-Любовь. Перед  Божьим  присутствием бессильны темнота, зло и грех.

 

Ангелы

Ангелы, приносящие пастухам весть, появляются у св. Луки дважды. Сначала  появляется  один  из  них: его миссия – объявить Новорожденного. Тревога и страх охватывают пастухов. Происходит что-то таинственное  и  необычное,  но они принимают  весть  и не остаются обычными  зрителями  или  наблюдателями. Они втянуты в святое событие  и  открываются  на  то, что необъяснимо,  пишет  А.  Грюн.  Ангел  успокаивает пастухов: «Не бойтесь» (Лк  2, 10), ведь посланник с небес не хочет пробудить в людях страх, а  хочет внести в их души покой и радость. «Я возвещаю вам великую  радость,  которая будет всем людям: … родился … Спаситель» (Лк 2, 10-11).

Рождение Мессии, Спасителя и Господа  является  источником истинной  радости  для всего мира. Пастухи – это первые избранные Богом  для того, чтобы эту радость испытать и объявлять другим. Ангел также передает пастухам опознавательный знак: «И вот вам знак: вы найдете  младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2, 12). Иисус не приходит в силе, не вызывает тревоги, не  пробуждает страх, а приходит в слабости, так по-людски и так открытый  для каждого. В Вифлееме Бог обращается к нам в том, что на земле  самое прекрасное: в невинности, беспомощности  и  беззащитности ребенка. И здесь к Ангелу, пришедшему с доброй вестью, «внезапно  явилось … многочисленное  воинство небесное, славящее Бога … Слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк 2, 13-14).

Пение  Ангелов  соединяет небо с землей, соединяет действительность Божью с человеческой, Славу Божью  с земным покоем. Согласно трем первым заповедям Декалога, в этих событиях  вырисовывается  задание  для нас: стараться всегда, чтобы великая Слава Божья в этом мире не  была запятнана и исковеркана, чтобы величие  Бога  и Его святая воля были окружены почитанием, писал  Папа Бенедикт XVI. Покой, принесенный Ангелом, означает не только гармонию, но и покой души. Бог, становясь человеком, помогает исцелить неспокойное сердце человека. Покой Бога возвышается над покоем  Цезаря  Августа, потому  что опирается не на силу оружия, а на любовь. И  сам  Новорожденный Иисус является покоем (ср. Еф 2, 14-16). Открывая для нас свое сердце, приглашает поселиться в нем и наследовать его: «Придите ко Мне, все … и  Я успокою вас … и найдете покой  душам  вашим»  (Мф 11, 28-30).

 

Адорация у яслей

Объявив  радостную весть пастухам, «Ангелы  отошли  от них на небо» (Лк 2, 15). Однако в традиционных  яслях  ангелы   присутствуют и вместе с нами восхваляют Бога и напевают  Новорожденному. К этой адорации  присоединяются  и  прибывшие пастухи, которые являются первыми  свидетелями  и  посланниками. Их свидетельство простое и полное динамизма и веры. Опыт пастухов,  их радость, благодарность, восхваление будут постепенно распространяться  и заражать других, вызывая  удивление у народа. Согласно  древнему  высказыванию,  «характерной  чертой добра является то, что оно само распространяется». Иначе  участвуют  в  адорации  Мария и  Иосиф: на образах  они  изображены на коленях, в смирении, молчании, сосредоточении, в молитве. Св. Лука  записал, что  Мария «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2, 19). Мария не только хранила свое  сокровище, но и медитировала над ним, скрывая в своем сердце парадокс тайны: с одной стороны, величие и славу Божью, а с другой – простоту, бедность, вот такие  условия  рождения  Сына.

К  адорации  Иисуса  в яслях традиция присоединяет еще вола и осла. Они есть в каждых яслях, и о них  тоже поют в рождественских песнях. Их библейский источник – книга  пророка Исайи: «Вол знает владетеля  своего, и  осел  ясли господина  своего; а  Израиль  не знает меня, народ мой не разумеет» (Ис 1,3). Бенедикт XVI видит в этих животных  представителей язычников и евреев, которые не приняли Спасителя. Ясли становятся Ковчегом  Завета.  Вифлеемский  грот – это  место первой адорации Бога на земле, в которой участвуют небо (ангелы) и земля (Мария и Иосиф, пастухи, животные, а  позже и Мудрецы).

Адорация яселек учит любви и смирению, а  также  принятию  тайны. Не объясняет всего, не решает автоматически всех наших проблем. Не открывает до конца Тайны Бога и человеческого существования. Во время  адорации появляется у нас много вопросов и сомнений. Но, несмотря  на  это, адорация у яслей дарит глубокий внутренний покой, рождает доверие к Богу, к другим людям  и  к  собственной жизни. Адорация у яслей – это самая возвышенная форма молитвы, в которой мы  соединяемся  с  Божьим  Источником, чтобы быть способными любить  других.

 

 

 

Ядвига ЩУЧКО

 по книге «Ангелы»  о. Станислава  Беля,  SJ.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий