Спектакль Белорусского республиканского театра юного зрителя «Дорога в Вифлеем» идет на сцене 19 сезонов кряду. Зал все время полон. Эта постановка – добрая сказка о маленьком Ослике, который после разговора с Рождественской Звездой решился отправиться в Вифлеем, чтобы увидеть Младенца Иисуса.
По дороге он встречает немало своих «коллег» – Льва, Крота, Обезьяну и других животных, каждый из которых рассказывает ему о своем боге и предлагает пойти именно к нему. Бедное животное оказывается на распутье, но ему вспоминается недавний разговор с Рождественской Звездой. «Бог – это тот, кто нас любит, и тот, кого могут любить все…». Ослик задался важным для себя вопросом: «Бог любит и Ослика, которого не любит никто?». Получив утвердительный ответ, Ослик тронулся в путь. Свернуть с него он счел невозможным. «И я могу любить Бога, хотя никому моя любовь не нужна», – рассуждает он и уверенно идет по той дороге, которую для себя определил. И в самом деле – не важно, кто мы, кем родились, главное – путь, который мы выбираем.
– Знаете, что ему помогло с него не свернуть? – задает совсем не риторический вопрос исполнительница роли Ослика в спектакле «Дорога в Вифлеем» заслуженная артистка Республики Беларусь Вера Кавалерова. – Упрямство, самое настоящее упрямство, то, которое мы грубо именуем ослиным.
Вера Ильинична рассказывает о том, что значила эта роль для нее – состоявшегося в жизни человека, но в свое время также искавшего дорогу к Творцу. Приняла крещение, уже будучи взрослой. В годы расцвета атеизма сделать это в Минске, где она работала актрисой, было невозможно – работники идеологического фронта, а актеры, разумеется, к ним относились, не имели на то права. И вот, будучи на гастролях в Польше, Вера Кавалерова пошла в храм и обратилась к священнику с этой непростой просьбой. Тот не оттолкнул, в беседе с девушкой провел немало времени, желая выяснить, почему «паненка» хочет стать христианкой? Ответ был прост и сложен одновременно – она чувствует в том глубокую потребность…
– В раннем детстве со мной случилась странная история, которую я мало кому рассказываю, – делится воспоминаниями собеседница. – Я была дома одна и вдруг увидела облик человека, смотревшего на меня с большой любовью. Еще казалось, что вокруг него разливаются свет и тепло. Когда подросла, решила, что это было видение Господа. К слову, я живу с уверенностью, что Он охраняет меня всю мою жизнь. И направляет по пути истины, духовности, подавая знаки.
Однажды Вера Ильинична с коллегой решили побывать в Жировичском монастыре, подышать воздухом этого намоленного места. Едва переступив порог, завидели человека, как им показалось, монаха, подошли: мол, мы актрисы, хотели бы посмотреть монастырь. Мужчина взвился:
– Лицедейки! Что вам здесь нужно?
Женщины быстро ушли, но затею не оставили. Сходили к святому источнику, попили воды и вернулись обратно. На этот раз встретили самого настоятеля. Тот был любезен, пригласил в храм. По дороге Вера Ильинична поведала ему историю недавнего «гостеприимства». Настоятель предложил не обращать внимания на послушника, более того, простить его, не ведающего, что творит.
– А ваша профессия – не ваш выбор, это – промысел Божий, – заверял настоятель. – Это Господь Бог решил, что вы должны работать актрисами и не где-либо, а в детском театре, и тем самым помогать формировать юные души.
Кавалерова, в 1991 году получившая звание заслуженной артистки, а в 2012 году награжденная медалью Франциска Скорины, работает в ТЮЗе более 30 лет. За это время ею сыграно порядка 100 ролей в театре и свыше 60 – в кино, озвучено немало мультфильмов. Актриса говорит, что не бывает ролей нелюбимых, ведь если не нравится то, что делаешь, тебе никогда не войти в образ, не сыграть роль так, чтобы она запомнилась, а дети – самые взыскательные зрители. Они не прощают обмана, им не слукавишь. Играть для них нужно искренне и проникновенно, так, чтобы ухватить внимание и держать в напряжении до последней минуты спектакля. Для этого нужно всецело отдаваться профессии, любить ее и своего маленького зрителя, который умеет вникать в самые сложные темы.
Так было и со спектаклем «Дорога в Вифлеем». Иногда случается, что юные зрители включаются в постановку и сами начинают играть главную роль.
Нечто подобное произошло однажды на гастролях в Лиде, городе, где много искренне верующих семей и дети воспитываются на принципах духовности.
Когда Ослика пытались заставить свернуть с дороги или даже доказать ему, что Бога нет, он очень проникновенно вел диалог сам с собой. «Так что, может, Бога нет?» – размышлял Ослик. И зал, полный детей, громким шепотом, исходящим из глубин души, ответил – «Есть!». «И что же мне делать?», – задался главный герой спектакля очередным вопросом и получил мудрый ответ – «Искать».
– Вы не можете себе представить, что со мной тогда произошло! Глаза, полные слез, дыхание перехватило… Дальше играть надо, а я слова вымолвить не могу. И после этого кто-то мне скажет, что в ТЮЗе легко работать?! – Вера Ильинична полна эмоций.
Впрочем, эмоциональна она всегда – и в жизни, и на сцене. Говорит, что эмоции ее перехлестывают, когда играет отрицательных персонажей. Ведь сыграть надо так, чтобы ребенок, выйдя из театра, не захотел повторить увиденное, но это не значит, что надо внушить к герою отвращение. Нет, сыграть надо с позиции наивысшей духовности. Кавалерова уверена, что даже Гарри Поттера можно объяснять с христианской точки зрения. Что она и делала для своей внучки Саши, которой сегодня 25. В актерскую профессию бабушка отсоветовала ей идти, хотя девочка шесть лет играла Ангела в спектакле «Дорога в Вифлеем».
– Я помню, как мы с ней читали Библию, когда она была еще ребенком. Как она обрадовалась, когда Господь Бог воскресил своего Сына, – вспоминает актриса. – Саша сложила ручонки и прошептала: «Спасибо тебе, Боженька-папа, что ты спас своего сыночка». Хотелось бы, чтобы все наши дети были такими же проникновенными, воспитанными на христианских традициях и верящими в добро.
Вера СТРЕМОУС.
Фото Корнелия КОНСЕКА,SVD