Вопрос – ответ

…Человек и в самом деле всегда в поиске: справедливости и смысла жизни, счастья и способов его достижения, в поисках ответов на самые многочисленные вопросы, которые возникают даже у тех, кто стремится построить искренние отношения с Богом. Ответы на них – с  сайта «Радио Ватикана».

 

 

Как Католическая Церковь относится к апокрифам

 

 

Вопрос:
Как Католическая Церковь относится к апокрифам?

 

Ответ:
В Церкви апокрифами назывались книги, не предназначенные для публичного литургического чтения. По сей день сохранилось именно это значение термина «апокриф», обозначающего книги, которые не относятся к каноническим.
К апокрифам можно отнести книги неизвестных авторов, которые в своем заголовке или в содержании имеют некоторое сходство с книгами Священного Писания, но Католическая Церковь не признаёт их канонического авторитета. Существуют апокрифы Ветхого и Нового Завета. К Ветхому или Новому Завету они относятся не в соответствии с датой написания, а в соответствии с содержанием. Апокрифы составлялись с разными целями. Некоторые новозаветные апокрифы были написаны с целью распространения лживых еретических учений, которые приписывались авторитетному автору. Другие апокрифы были составлены благочестивыми верными, которые – чтобы заполнить некоторые «пробелы» канонических писаний – изобретали, а иногда и передавали из уст в уста различные поверья о жизни Господа, Пресвятой Богородицы, апостолов и так далее. Нередко эти поверья крайне инфантильны, фантастичны и даже вызывают улыбку.
Церковные власти, как правило,  отрицательно относились к распространению апокрифов и иногда даже запрещали их читать. Это привело к утрате многих из этих текстов, но все же значительная часть из них сохранилась.
Апокрифы помогают ознакомиться с различными религиозными течениями, доктринами и заблуждениями, существовавшими среди верных и в различных сектах первых столетий. Они также показывают простую, народную веру, бросают свет на многие произведения искусства и христианской литературы. Не все в апокрифах вымысел, в них есть и подлинные, достойные уважения мысли, и часто апокрифы даже превосходят канонические писания по художественным качествам. К апокрифическим Евангелиям относятся, например, так называемое Евангелие от евреев и Евангелие от назореев; Евангелие от эвионитов; Протоевангелие от Иакова; Евангелие от Фомы;  Евангелие от Никодима; история Иосифа-плотника. Самым известным ветхозаветным апокрифом является Книга Еноха, в которой содержится свод иудейских религиозных учений времен Иисуса Христа.
Божественное откровение, то, что Бог пожелал сообщить человеку, завершилось со смертью последнего апостола. Апостолы были непосредственными свидетелями и очевидцами учения Христа. Смерть последнего из апостолов-очевидцев наступила около 100-го года или чуть позднее. Все книги Нового Завета были написаны не позже второй половины 1 века.
Уже во втором столетии, когда повсюду разрастались ереси, в особенности гностическая, для того, чтобы распознать подлинное толкование Божественного откровения, Святые Отцы Церкви использовали критерий Предания, то есть обращались к образу жизни, восприятию и проповеди Евангелия, предварившим сами тексты Нового Завета. Для этого они обратились к опыту Церквей, основанных апостолами, к их способу толкования Евангелия. Несмотря на то, что эти Церкви были рассеяны по всему свету, между ними существовало необычайное согласие. Таким образом, из писаний, распространявшихся в те времена, были выбраны только те, которые считались богодухновенными, согласно этому критерию.
В конце второго столетия епископ Антиохии Серапион, упоминая «апокрифическое евангелие от Петра», так описывает процесс распознавания подлинных текстов: «Мы, братья, принимаем Петра и других апостолов как Самого Христа, но мы предусмотрительно отбрасываем писания, носящие его имя, зная, что не получили их от наших предстоятелей».

 

Русская служба Радио Ватикана.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий