Вопрос – ответ

…Человек и в самом деле всегда в поиске: справедливости и смысла жизни, счастья и способов его достижения, в поисках ответов на самые многочисленные вопросы, которые возникают даже у тех, кто стремится построить искренние отношения с Богом. Ответы на них – с  сайта «Радио Ватикана».

 

 

Можно ли соборовать умирающего вопреки его воле?

 

Вопрос:

 

Можно ли соборовать умирающего вопреки его воле – ради спасения его души? Будет ли это актом милосердия?

 

Ответ:

Если человек не желает принимать Таинство или, принимая его, не имеет никакого раскаяния в своих грехах, то полученное Таинство не ведет к спасению и не приносит никаких плодов.
Безусловно, Таинство действенно ex opere operato – исходя из совершенного действия, то есть в силу самого совершения этого Таинства, поскольку его совершает Сам Христос. Однако при отсутствии объективных условий для совершения Таинства оно неплодотворно, и его священный характер сведен на нет.
Этими объективными условиями является намерение служителя (оно всегда беспрекословно требуется для действительности самих Таинств) и столь же необходимая воля самого принимающего Таинство. Поэтому сам обряд, без этих условий, не приносит спасительных плодов.
В Таинстве Иисус сообщает спасительную благодать через действия и намерения служителя, соединяясь с верующим через его волю и доброе расположение к принятию Таинства.
Но когда двери верующего остаются закрытыми, сколько бы ни стучался Господь, Он не сможет войти со Своей благодатью.
Поэтому совершение Таинства Елеосвящения над человеком, который отказался от него, не будет проявлением любви и не откроет ему двери к спасению. Таинство не действует магическим образом, но это всегда встреча между Христом и человеком, и двери человека должны быть открыты для Христа.
В этом случае ординарный (обычный) путь стяжания благодати, каким являются Таинства, невозможен, и близким умирающего остается надеяться на «чрезвычайные», неведомые нам пути, по которым Господь может привести к спасению.


Могут ли усопшие общаться с живыми?

 

Вопрос:

 

Могут ли усопшие общаться с живыми, например, во сне? Знают ли они что-нибудь о нашей жизни?

 

Ответ:

Усопшие никоим образом не могут сами явиться к живущим. Их тело погребено, а душа, которая является нематериальной, может пребывать в раю, в чистилище или в аду. В любом случае, будучи нематериальными, души усопших невидимы. Славные же воскресшие тела Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в настоящее время тоже находятся на небесах и, являясь духовными, они точно так же невидимы для нас.
Но нельзя отрицать подлинности некоторых объявлений Пресвятой Девы Марии, святых или усопших близких. Как же они могут предстать перед нами, не обладая материальным телом, являясь нематериальной душой, если наши глаза и наше внутреннее воображение воспринимают только то, что поддается чувствам, что материально и видимо?
Ответ заключается в следующем: Бог через служение ангелов создает ощутимые образы, с помощью которых в исключительных случаях мы можем находиться в общении со святыми и с другими усопшими. Если является кто-то с небес или из чистилища, то это – плод чудесного, сверхъестественного вмешательства Бога посредством ангелов.
Но среди ангелов есть и демоны. В силу греха они утратили общение с Богом, но при этом не утратили своих природных свойств, а значит, и они могут производить ощутимые образы, посредством которых возможно общение с усопшими. Поэтому необходимо тщательное распознавание в тех случаях, когда человек сталкивается с какими-то сверхъестественными явлениями, чтобы определить, происходят они от Бога или же от демона, – либо может быть еще один вариант: это плод нашего воображения.
Духовные авторы указывают на три главных признака, по которым видения от Бога можно  отличить  от  дьявольских  видений  или фальсификаций воображения.
Во-первых, видение от Бога не зависит ни от нашего темперамента, ни от нашей воли. Невозможно спровоцировать его никаким горячим желанием или отдалить его по собственной воле. Видение приходит внезапно и длится недолго. Во-вторых, видение от Бога оставляет душу в величайшем мире, в то время как видения от демона смущают душу. В-третьих, видение от Бога можно определить по его плодам. Если оно от Бога, то душа приобретает добродетели, и в первую очередь смирение и послушание. Если же автор образов – демон, то душа вскоре возгордится. Когда видение является лишь продуктом воображения, то внимательные окружающие люди быстро поймут это, поскольку рассказ о видении, как правило, охарактеризован поверхностностью и непоследовательностью. Эти критерии описывает, в частности, А.М. Мейнар в «Трактате о духовной жизни».
Приведем мысль святого Фомы: «Святые, находящиеся в раю, отлично знают то, что происходит в жизни странников (то есть живущих в этом мире), а также в жизни осужденных». Фома Аквинский цитирует святого Григория: «Немыслимо, чтобы тот, в ком есть свет Божий, не знал чего-то, что выходит за его пределы».
Что касается душ, пребывающих в чистилище, то можно предположить, что и им Господь дает некоторое знание. Чего нельзя сказать об осужденных в аду, поскольку любое знание о нас может быть даровано только Богом, и оно абсолютно недоступно для них.


У постели умирающего

 

Вопрос:

 

Как  католику вести себя у постели умирающего  человека?

 

Ответ:
Разумеется, нельзя  дать универсальный «рецепт»: каждая  ситуация  индивидуальна. Если есть возможность пригласить священника, то он преподаст умирающему последние Таинства. Через благодать Таинства Елеопомазания больной получает силу для более тесного единения со Страстями Христа. Страдание как последствие первородного греха наделяется новым смыслом: оно становится участием в Христовом деле спасения. Не случайно это Таинство, хотя оно преподается не только на смертном одре, называют «таинством отходящих». Оно наделяет умирающих особой крепостью и стойкостью для последней борьбы перед переходом в Дом Отца.
Наряду с Елеопомазанием умирающему преподается «последнее напутствие» – Евхаристия. Принимаемое в момент перехода к Отцу, Причащение Тела и Крови Христа имеет особое значение.
Во всех без исключения случаях у постели умирающего незаменима молитва. Эта молитва в последние моменты должна быть особенно усердной – ведь, как предупреждает апостол Петр в своем послании, «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Перед смертью человек может испытывать сильные искушения, поскольку, по утверждению Тридентского собора, дьявол «старается отдалить от упования на Божественное милосердие».
Если умирающий находится в сознании и в соответствующем расположении, то лучше всего вместе с ним произнести молитву «Отче наш», которая всегда приносит обильные плоды, и «Радуйся, Мария» – эта молитва особенно «показана» «в час смерти нашей», как гласят ее слова, – а также славословие.
Рекомендуется также молиться Венчиком Божественному милосердию. Через святую Фаустину Ковальскую Господь призывал особенно молиться им у постели умирающих.

 

Русская служба Радио Ватикана


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий