Вопрос – ответ

…Человек и в самом деле всегда в поиске: справедливости и смысла жизни, счастья и способов его достижения, в поисках ответов на самые многочисленные вопросы, которые возникают даже у тех, кто стремится построить искренние отношения с Богом. Ответы на них – с  сайта «Радио Ватикана».

 

 

О чем мы просим, говоря «Да будет воля Твоя»?

 

 

Вопрос:

Когда мы говорим «да будет воля Твоя», произнося молитву «Отче наш», значит ли это, что мы должны безропотно принимать все, что происходит?

 

Ответ:

Слова,  которым  Иисус  научил  нас в молитве «Отче наш» — «да будет воля Твоя и на земле, как на небе», — не означают, что мы должны безропотно принимать всё, что происходит, и мириться со злом. Зло не может быть волей Бога. В Молитве Господней звучит воззвание о том, дабы воля Бога свершалась также на земле, чтобы все могли увидеть её и исполнять её так, как это происходит на небесах, исполнять радостно, как это делают обитатели рая. Это воззвание – о том, чтобы изменилось  всё, что не соответствует воле Бога. В этом прошении мы молимся о том, чтобы все могли исполнять заповеди  и  чтобы  «было  им хорошо и прожили долго времени на обетованной земле» (ср. Втор 5,33). Такой «землей обетованной» может быть любой жизненный статус на земле и, несомненно, вечная жизнь в будущем.
«Воля Бога – наш мир», – писал Данте в «Божественной комедии». В молитве «Отче наш» мы просим об этом мире, который, по словам Иоанна Златоуста, является «матерью всех благ».
Но иногда, вознося прошение «да будет воля Твоя», мы просим о благодати смирения, особенно когда речь идёт о том, что не соответствует  нашим  желаниям.  Это  прошение подобно молению Иисуса в Гефсиманском  саду: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф 26,42).
Когда верные из Кесарии умоляли апостола Павла не ходить в  Иерусалим, где его ожидали страдания, он ответил: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян 21,13). «Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!»,  –  так завершается этот рассказ (ст. 14). 
Перед наступающим и неизбежным злом и мы вынуждены говорить: «Да будет воля Господня!». Конечно, перед перспективой встречи со злом мы предпринимаем меры для того, чтобы оградить себя от него, но в то же время преображаем наши страдания в акт поклонения и повиновения Богу. Таким образом мы принимаем это страдание для нашего очищения и освящения, дабы «восполнить  недостаток в плоти нашей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (ср. Кол 1,24).


Разве могут наши молитвы и жертвы повлиять на спасение другого человека?

 

Вопрос:

Не противоречит ли концепции свободы то, что своими молитвами мы можем решить, будет или не будет спасен грешник?

 

Ответ:

Спасение людей не в нашей власти. Обратимся к  апостольскому  увещанию  Папы Иоанна Павла II «Reconciliatio et poenitentia»: «Человек может быть обусловлен немаловажными и  многочисленными  внешними… и внутренними факторами. Но остается истиной веры, подтвержденной нашим опытом и разумом, то, что человеческая личность свободна. Эту истину нельзя игнорировать, перекладывая грехи отдельного человека на внешние реалии – структуры, системы, других людей. Кроме того, это означало бы упразднить достоинство и свободу человека, которые проявляются – как бы негативно и разрушительно это ни было – также и в ответственности за совершенный грех. Поэтому нет ничего более личного и неотторжимого в каждом человеке, как заслуга добродетели или ответственность за вину» (16). Таким образом, если человек  осужден  на  вечную погибель, он осужден  только в силу собственной ответственности.
Можем ли мы повлиять на спасение других людей? Ответ на этот вопрос утвердителен в том смысле, что в силу глубокого общения и солидарности между всеми членами Тела Христова, если мы все больше открываемся для благодати  Иисуса  Христа, Его благодать снисходит на нас и на других людей. Эта истина выражена в энциклике Пия XII “Mystyci Corporis” (1943): «Управляя Церковью невидимым образом, наш Спаситель возжелал, чтобы Ему содействовали члены Его мистического Тела в осуществлении дела Искупления. Это происходит отнюдь не из-за Его несостоятельности  или  слабости, но, скорее, потому, что Он Сам так установил, чтобы воздать большую честь Своей непорочной Невесте. Действительно, когда Он умирал на Кресте, Он даровал Своей Церкви – безо всякого содействия с ее стороны – безграничное сокровище искупления: когда же речь идет о распределении этого сокровища, Он не только передает Своей непорочной Невесте дело освящения других, но и желает, чтобы это освящение исходило каким-то образом также от ее деяния».
Далее Папа утверждает: «Эта неизведанная тайна поистине вызывает трепет, размышлять о ней можно бесконечно: а именно, что спасение многих зависит от молитв и от добровольных лишений, с этой целью предпринимаемых членами мистического Тела Иисуса Христа, и от содействия пастырей и верных, особенно отцов и матерей, в соработничестве с Божественным спасителем».
Эти слова отзываются эхом в обращении Пресвятой Богородицы к фатимским пастушкам. Так, 13 июля 1917 года она сказала: «Приносите  себя  в жертву за грешников и повторяйте много раз, особенно когда чем-либо жертвуете: «Иисусе, это ради Твоей любви, ради обращения грешников и заглаживания грехов, совершенных  против Непорочного Сердца Марии»». Примерно месяц спустя, 19 августа, Фатимская Богоматерь сказала: «Молитесь, много молитесь и  идите на жертвы за грешников, ведь многие души отправляются в ад потому, что никто  не идёт на жертву ради них и не молится о них».
Между тем, наша свобода остаётся неприкосновенной. Тем не менее мы получаем воздействие от «противоположного фронта»: но какими бы сильными ни были молитвы и жертвы, они ничего не отнимают от решения отдельного человека, который может закрыться даже перед всемогущей молитвой Христа, как это произошло в  случае с Иудой.
Обратим  внимание на одну фразу Папы Пия 12: «Спасение многих зависит от молитв и от добровольных лишений». Слово «зависит» вовсе не означает, что, молясь и терпя лишения,  мы решаем на месте других. Это означает, что у нас есть способность повлиять – и повлиять сильнее, чем на это способны силы зла. Если мы живём в Божьей благодати, молимся и терпим лишения, то мы привносим в мир  сверхприродную силу, которая всегда превосходит силы преисподней: сила демонов не  является сверхъестественной, но противоестественной. Хотя она и превосходит силы естественные, она не может превосходить силы сверхъестественные, то есть силу Христа, членами Тела Которого мы являемся.
Вот почему 19 августа 1917 года Дева Мария в Фатиме произнесла слова, которые мы процитировали: «Молитесь, много молитесь и жертвуйте за грешников, ведь многие души отправляются в ад потому, что никто не жертвует ради них и не молится за них».

 

 Русская  служба  Радио  Ватикана.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий