Нужен ли dress code в храме?

Ядвига Щучко, магистр теологии, преподаватель Барановичского катехетического колледжа им. Зигмунда Лозинского.

Ядвига Щучко,
магистр теологии,
преподаватель Барановичского
катехетического колледжа
им. Зигмунда Лозинского.

«Народу Божьему следует носить скромные одежды» (1Тим 2,9-10).

 

(Окончание. Начало в №06-2016)

 

Смысл нашей веры не в том, чтобы превращать храм в подиум для показа мод. Ведь каждому из нас понятно, что особенно сегодня, да и в прошлом, модельеры заинтересованы, чтобы программа имела, в первую очередь, коммерческий успех. Достаточно посмотреть попытку коллекции Dolce & Gabbana 2014 года, высмеивающую христианство и христианскую символику…
Последователи Христа в былые времена старались нести людям радость веры и служения друг другу даже в самых банальных делах своей каждодневности, умели жить в надежде и благодарности, чувствуя, что любимы, и доверялись Любви.
Христиане жили в тех же селениях, городах и государствах, что и нехристиане. Они не создавали каких-то христианских «гетто» и не создавали каких-то специальных форм одежды и не питались иначе, чтобы отличаться от других людей, исповедующих другие религии. Но, глядя на них, искренне живущих по наказам Божьим, им хотелось также трудиться,  также   дружить.  Они стремились  показать  пример во всем: как выполнять законы, платить налоги, воспитывать детей и одеваться. Все, что они делали, –  этому хотелось подражать! Очень подробно об этом пишет неизвестный автор в письме к Диогнету.
Даже Климент Александрийский, христианский писатель второго века, который прекрасно знал и литературу, и искусство, и не самые лучшие порой обычаи своего времени, советовал  христианам  следовать лучшим примерам. Он даже приводил описания одежд, которые бы не противоречили христианской нравственности. Именно у Климента Александрийского найдем советы и об украшениях, и о прическах, и даже о перстнях. В те времена перстни имели, чаще всего, практическую функцию: это были печати, которые ставились вместо подписи владельца. Писатель призывал христиан отказаться от недостойных изображений на печатях – оружия, нагих тел, чаш с алкоголем и других. f-str-27
И опять возвращаемся к вопросу: так могут ли христиане следовать моде? Конечно, могут! Быть модным – не грех. А если у кого плохой вкус – это тоже не грех. Ведь вкус– понятие не нравственное. Вкус нужно в себе воспитывать. Те, кто не имеет вкуса, должен понять и научиться трем вещам: что? куда? как? Поучиться можно и нужно у нашего Творца.
Люди, к сожалению, живут своей собственной жизнью и редко останавливаются над красотою мира и над его необычностью. А жаль…
Послушаем, как наш Спаситель говорит о лилиях: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф 28б — 29). Ведь Он, Господь, рассуждает здесь с точки зрения красоты и вкуса. А лилия и красивейший из цветков, и лекарственное растение, и луковицы лилий могут быть употреблены в пищу.
Материалы для одежды и цвета одежды – ведь все это взято из природы.
Все вокруг, как и наша с вами жизнь, дано нам Источником жизни, Творцом, Богом не для того, чтобы без конца дерзить и терять время впустую. Мы созданы по Его образу и подобию и никогда не будем выше Творца. Мы можем одеваться по моде, но она не может быть кумиром. От Спасителя мы получили окружающий мир, свет и мудрость. А в свой внутренний мир человек сам должен решать, кто может быть допущен.
Хорошо бы, чтобы еще появилось новое направление моды – «мода на здравый смысл» в моде. Мы слышим много выражений: мода «быть модным», мода «быть, как другие», мода «моя жизнь – я делаю с ней что хочу». Но счастлив ли я, живя, как все? Думая, как все в моей группе; машина, как у всех в моей группе; мобильник, как у всех в моей группе; одеваюсь, как мои друзья в группе…  В подобных случаях мы копируем, но не живем своей жизнью.  Как же низко мы себя ценим, считая, что истинный смысл жизни только в этом.
Мода «быть, как другие» – это сокрытие своей собственной красоты и индивидуальности. А мы – уникальнейшие из созданий и единственные «экземпляры» у Бога, и у каждого из нас свой уникальный и неповторимый путь.
Христос воскрес и даровал людям свободу и спасение. И свободой этой нужно уметь пользоваться. Вера ведь не сводится ни к одежде, ни к кулинарии, ни к любимым обрядам, таким, как   сено на столе и белая скатерть с облаткой в Рождество  или  покраска яиц и освящение вербочки на Пасху.
Вера – это воскресший Христос, который освободил нас от смерти. И когда в храм идем с любовью, с радостью и благодарностью Творцу, тогда и внешний наш вид будет соответствовать виду верующего человека. Апостол Петр говорит: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1П 3,3-4).
Храм часто называют местом между небом и землей, поэтому и самый благородный человек, и самый большой грешник осознают, что рамки светского приличия распространяются и на поведение в храме.

 

Ядвига Щучко,
магистр теологии,
преподаватель Барановичского  катехетического колледжа
им. Зигмунда Лозинского.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий