(Продолжение. Начало в № 12-2016, № 1-2017)
Слава Иисусу Христу!
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами – супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.
Вместе в жизни и смерти
Наибольшее количество святых супружеств можно найти среди мучеников, 48 пар среди, в целом, 84 пар. Погибали они не только в первых веках христианства. Красивым выражением единения супругов – мучеников является факт, что часто в Литургии Церкви они вспоминаются в один день. Это говорит о том, что в один день они отдали свою жизнь за веру. Совместная смерть выражает глубокую общность, которая соединяла их в жизни.
Мученической смертью погибли Прискилла и Акила, Апфия и Филимон, речь о которых шла в предыдущем номере журнала. В этом номере поговорим об их последователях.
В Милане, в I или во II веке жили святые мученики Валерия и Виталий. Достоверно о них известно немного, особенно с учетом того, что «конкурируют» между собой жития двух Виталиев, отдавших жизнь за Христа – второй это христианин невольник, который погиб в Болонье. Виталия – супруга колесовали, а затем заживо сожгли в Равенне, так как он пожелал остаться в вере св. Урсицина (согласно житию, Урсицин был врачом в Равенне), христианина, обреченного на смерть, и позже похоронил его в Милане. Позже, также в Милане, мученически погибла Валерия, жена Виталия.
Святыми также почитаются два их сына: Гервазий и Протасий (их останки в IV веке нашел св. Амвросий). Иногда в иконографии присутствует вся семья. Воспоминание их мученичества отмечается совместно 28 апреля. В актуальном Мартирологе вспоминается св. Виталий с товарищами и ни слова нет о семейных связях, объединяющих эту четверку. Культ св. Виталия быстро распространился в Северной Италии. В Равенне в V веке была возведена прекрасная базилика под его титулом.
Римский офицер св. Гетулий вероятнее всего принял мученическую смерть в Тиволи около 120 года, вскоре после своего обращения. Вместе с ним погиб его брат и два римских офицера, которые должны были арестовать братьев, но также отдали жизнь за веру во Христа. Жена Гетулия – Симфороза – также погибла мученической смертью. Когда она отказалась принести жертву божкам, по приказу императора, была утоплена в реке Анио, а затем были замучены семь ее сыновей.
Ватиканский Мартиролог вспоминает св. Симфорозу и сотоварищей 18 июля, не упоминая, что это мать и сыновья. Для св. Гетулия в Ватиканской литургической книге не нашлось места. Его имя сохранила традиция, в которой можно встретить 10 июня как дату его воспоминания.
Вместе приняли мученическую смерть святые супруги Зоя Памфилийская и Еспер со своими сыновьями Кирианом и Феодулом. Они были невольниками в доме богатого римлянина. Согласно традиции, она присматривала за собаками, а он работал в поле. Редко могли видеть друг друга. Зоя, работая возле дороги, делилась своими скромными порциями еды с ещё более убогими. В день языческого праздника хозяин велел своим невольникам принести жертву божкам. Когда Зоя и Еспер отказались, всю семью сначала подвергли пыткам, а затем сожгли в печи. Это было около 130 года. Литургическое воспоминание – 2 мая, почитают их также и в Православной Церкви.
Об известной мученице святой Цецилии и ее муже Валериане упомянем здесь только для порядка, так как они должны быть упомянуты среди мучеников. Более подробно, учитывая специфическое воздействие истории о св. Цецилии на развитие христианской духовности, расскажем в следующий раз.
Вместе с детьми отдали жизнь за Христа супруги Марта и Марий. Это были богатые христианские персы, которые раздали бедным свое имущество и отправились в Рим, к могилам апостолов и мучеников. Сами также пали жертвой гонения христиан. Их «виной» было то, что собрали и погребли прах христиан, сожжённых в амфитеатре. Мария и сыновей зарезали, Марту утопили. Годом их смерти чаще называют 270, но, согласно новому Мартирологу, эти события происходили в IV веке. Могила этой семьи, находившаяся в месте их гибели, вскоре стала целью паломничеств. Тринадцатью веками позже, в 1590 году, их кости были найдены и на сегодняшний день находятся в Риме, в Кремоне и в Зелигенштадте в Германии. Литургическое воспоминание – 19 декабря.
В 283 году погибли за веру во Христа святые супруги Дария и Хрисанф. Он родился в Египте и был сыном римского сенатора. Согласно традиции, Хрисанф, исключительно интеллигентный и образованный, после длительных поисков правды, нашел ее в христианстве. Его отец не принял решение сына и решил любым путем отвернуть его от веры. В конце концов, он запер его в подвале и стал подсылать к нему куртизанок, одну за одной. Однако ни одной из них не удалось склонить Хрисанфа ко греху. Последней пришла к нему Дария, которая поклонялась богине Минерве, и тут их роли поменялись: это Хрисанф обратил к Христу Дарию. Благодаря им двоим, к Христу обратилось множество римских солдат. Супругов арестовали и пытались отвернуть от христианства. Дарию выслали в публичный дом, но благодаря Богу она вернулась оттуда нетронутой. Супруги были брошены в ров и побиты камнями. Их литургическое воспоминание – 25 декабря.
Недолго смогли радоваться своему супружеству святые Мавра и Тимофей. На третьей неделе после свадьбы Тимофея арестовали по доносу, что он хранит христианские книги. Тимофей отказался отдать эти книги для сожжения. Его пытали, затем арестовали Мавру в надежде, что она уговорит его. Но она уговаривала Тимофея хранить верность Христу. Ее также пытали, а затем их обоих прибили к стене, что должно было быть пародией на распятие. Это был 286 год, они умирали девять дней. Их литургическое воспоминание – 3 мая.
Как супруги обозначены в Мартирологе 23 декабря святые мученики Акила (жен.) и Северин. Их сожгли живьем в Мавритании в III веке. Акты их были утрачены, но имена отмечены Иеронимовым мартирологом. В Шершелле была впоследствии найдена древнехристианская таблица с краткой поэмой, посвященной этим святым мученикам.
Святые супруги Карина (Касиния) и Мелазиппий (Меласипп) погибли мученической смертью с сыном в 362 году в Малой Азии.
В IV веке в Дамаске жили и погибли святые Татта и Павел. Вместе с ними, после пыток, были убиты и их четыре сына.
Мученической смертью погиб в 586 году св. Герменегильд, его супругой была св. Ингунда. Герменегильд устоял под натиском арианства. Его супруга подверглась мучениям, а затем была вы-гнана в Африку, где умерла в 595 году. Ее имя редко появляется в каталогах святых, однако традиция хранит ее воспоминание 29 июля.
Мученической смертью погибали христианские супружества и в последующих веках.
27 июля почитаются две супружеские пары из Толедо, которые отдали жизнь во время гонений со стороны мавров в 852 году. Первые из них это Наталия и Аврелий, вторые — Лилиана и Феликс. Их обвинили в отречении от ислама и приговорили к смерти. Погибли 27 июля 852 года.
Много супружеств объединила смерть за веру во время преследования христиан в Японии и Корее в XVII веке.
В 1620 году в японской местности Кокура отдали жизнь за веру во Христа два беатифицированных супружества: Магдалена и Симон Бокусаи Киото и Мария и Фома Дженгоро с сыном Иаковом. Литургическое воспоминание – 16 августа.
Среди блаженных мучеников из Нагасаки (1622 год) находится пять супружеств. Магдалина и Энтони Санга, Мария и Энтони Корейский, Тэкля и Павел Нагаиши, Мария и Павел Танака, Клара и Доминик Ямада. Все они были беатифицированы в 1867 году.
Вместе с ними отдали свою жизнь также четыре вдовы, мужья которых тремя годами ранее, в рамках преследования христиан, были сожжены живьем. Сегодня вся восьмерка объявлена блаженными. Их имена – Изабелла Фернандес и Доминик Хорхе, Мария Шун и Ян Йошида Шун, Агнесс и Косма Такая, Мария и Андрей Мураяма Такуан.
2 октября 1622 года в Нагасаки мученической смертью погибли блаженные Люция и Людвиг Якиши вместе с сыновьями Андреем и Франциском. Римский Мартиролог говорит, что мать с сыновьями были зарезаны на глазах отца, а он был сожжен.
Четырьмя годами позже, также в Нагасаки, уничтожено три супружества. Это были: Сюзанн и Петр Аракиори Хобнойэ, Моника и Иоанн Нагаи Найсен с семилетним сыном Людвигом, а также Катарина и Иоанн Танака. Были беатифицированы в 1867 году.
Интересна история блаженных Моники и Иоанна Найсен. Иоанн сначала отважно перенес все преследования за веру, но сломался, когда власти вынудили его жену к проституции. Отрекся тогда от веры во Христа, но позже страдал и публично объявил о своем возвращении в Церковь.
В группе мучеников из Нагасаки в 1627 году находится супружество: блаженные Мария и Каспар Ваз. В этом же году, за предоставление своего дома миссионерам, живьем были сожжены блаженные Франциска и Леон.
Много супружеств есть и среди мучеников корейских. Католические миссионеры появились в Корее в конце XVIII века. Немногим позже начались суровые преследования, которые длились до 1887 года. Мученическую смерть приняло более 10 тысяч человек. Немногие из них были беатифицированы или канонизированы. Среди лиц, убитых в 1839 году, есть два супружества. Сначала 24 мая погибли двое мужчин, а 3 сентября – их жены. Их имена: св. Августин Квангхон, в доме которого прятали Библию, и его жена св. Варвара Квон-ху, и св. Дамиан Нам Мьонг-гонг, катехизатор и св. Мария Йон-ху. Мученики вспоминаются в литургии дважды: сначала в день смерти, а затем – 20 сентября, когда выпадает совместное воспоминание 103 человек из Кореи, которые отдали свою жизнь за веру во Христа.
26 сентября вместе с девятью товарищами в литургии вспоминают св. Себастьяна Нам И Гван (погиб в 1839г.). Годом позже в другой группе отдала жизнь его жена, св. Варвара Хо Хунг- И (воспоминание 29 декабря).
В том же самом году погибло очередное корейское супружество. В 1839 году отдала жизнь (вместе с предыдущей Варварой) св. Варвара Ко Сун И. В 1840 году погиб ее муж, катехизатор, св. Пак Чон Вон Августин (воспоминание 31 декабря).
Также и на других континентах среди преследованных христиан было много супружеств. Немногие из них дождались вынесения на алтарь.
В Римском Мартирологе записана еще одна пара: бразилийцы Мануэль Родригес де Моура с супругой в многочисленной группе жертв преследований в 1645 году. Они пали жертвой яростной атаки голландских кальвинистов, которые воевали с португальскими католиками за контроль над сегодняшним районом Рио Гранде де Норт в Бразилии. Их литургическое воспоминание 3 октября.
Мученичество – это не единственная дорога супружеств и семей к святости. Есть дороги, которые могут вызвать недоумение или удивление у современных христиан, однако об этом мы поговорим в следующий раз.
Елена ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.
(Продолжение следует)